ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Полетели дальше. От судьбы американского Голливуда в горящей Калифорнии переходим к нашим новостям культуры. И одна из главных новостей заключается в том, что наконец-то закончилась реставрация Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова. Такое заявление сделала Министр культуры России Ольга Любимова на совещании под руководством Президента России. Всё. 10-летняя эпопея возрождения нашей исторической консерватории закончилась. Было всё: и хищения, и халатность, и пожары. Но теперь всё это позади, можно констатировать: Ура! Мы стали свидетелям второго рождения Консерватории! Теперь сюда снова вернется музыка.
Осталось только дождаться визита главного приёмщика выполненных работ – Президента Владимира Путина. В ближайшее время он обещал приехать и лично убедиться в том, что и как сделано. Будем ждать. А пока давайте проведём свою, говоря официальным языком, госприёмку. И посмотрим на нашу обновлённую, восставшую, почти в буквальном смысле этого слова, из пепла Консерваторию. Полина Ганичева продолжит тему».
Реставрация здания консерватории завершена. Официально. 10 непростых лет: смены подрядчиков, суды, пожар. И вот в этом году здесь планируют дать первый концерт. А какой она стала, эта уже новая консерватория?
Да, собственно реставрационные работы в здании завершены. Но остались инженерные задачи: вентиляция, закулисье, кресла, люстры. Поэтому пока в консерваторию только в касках.
КОНСЕРВАТОРИЯ КАК АРХИТЕКТУРА
Самое главное – консерватория стала больше. Вернее полезных квадратных метров прибавилось. На крыше выросли два прозрачных купола. Под ними – тёплые теперь внутренние дворы. Один станет рекреацией, во втором будет буфет. Окна на крыше исторические, кровля новая. Буквально – с подогревом.
Даже эта современная блестящая крыша, как и все здесь, – часть одного большого музыкального канона. Сегодня мы рассматриваем здесь кровлю, а вчера…
Точно здесь в 1941 году стоял Дмитрий Шостакович. Сбрасывал с крыши немецкие «зажигалки». Это место, без которого история великой русской классической музыки была бы невозможной. И совсем скоро она снова зазвучит в этих стенах.
КОНСЕРВАТОРИЯ КАК АКУСТИКА
В обеденный перерыв, пока перфораторы молчат, в большом зале консерватории появляются двое в касках. Смотрят по сторонам и щелкают пальцами – проверяют акустику. Это бывшие студенты консерватории – сегодня солисты Мариинского театра, муж Александр и жена Анна. Спустя 10 лет на сцене, где сдавали экзамены. И именно этот зал, кстати, не любили. Акустикой не вышел.
Бархат убрали. Форму зала изменили. Одну часть прямоугольника закруглили – получилась подкова. И совершенно точно – так этот зал еще не звучал.
А этот – зал Глазунова – у вокалистов, наоборот, любимый. Звук здесь буквально проходит сквозь зрителей: стулья деревянные, с перфорацией. Их, да и весь зал, менять не стали – отреставрировали.
ПОЛИНА ГАНИЧЕВА, корреспондент:
«Акустику в этом зале создает дерево. Деревянный корпус органа, деревянные стулья и деревянные стены. Пусть вас не обманывает лепнина – стены здесь в «еловой шубе». Это первый, деревянный, слой. А за ним еще одна стена, а между ними пространство. Так зал оказывается в такой деревянной скорлупе».
КОНСЕРВАТОРИЯ КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
В 18 лет Фу Цзюньцзянь переехал из южной части Китая в Петербург. Чтобы поступить в консерваторию. Русского языка совсем не знал. Но это не помешало узнать Петербург. Он любит Чайковского, читает Пушкина (пока в переводе), узнал, что такое местная осень, и главное – освоил новый язык международного общения – язык музыки.
КОНСВЕРВАТОРИЯ КАК УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
Домовая церковь консерватории. Почти все библейские сюжеты начала 20 века погибли под слоями советской краски. Практически полностью сохранился только один – «Рождество Богородицы». Объяснить это логически сложно. От «Сошествия в ад» – прямо напротив не осталось и следа. Расписывали церковь в одно время, закрашивали тоже вместе. Но так или иначе по этому фрагменту восстановили остальные. Теперь здесь будет заниматься студенты уникальной кафедры — древнерусского певческого искусства.
Следующий важный вопрос по образовательной части процесса задал Президент России министру культуры: «А что с инструментами»?
Ситуацию поясняет ректор консерватории Алексей Васильев. 10 лет назад, когда стало известно о реставрации, учебное заведение перевезли сюда на Глинки, 2. Со всеми инструментами. Более того, инструментальный парк консерватории обновляется постоянно. На каждом рояле ежедневно играют по 15 часов десятки пар рук. И если струнные с годами только лучше, клавишные «с пробегом» становятся хуже. Поэтому ничего необычного не случилось. Да, здесь обновляют инструменты. Как и всегда. И, наконец, главный вопрос. Когда консерваторию откроют?
Второе рождение петербургской консерватории. Первая в России, одна из лучших в мире. Не было той бы великой русской классической музыки, которую мы знаем, если бы не этот гений места. И спустя 10 лет строительного шума, сюда, наконец, возвращается Ее Величество Музыка.