ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«И продолжим тему испытания зимой нашего города. Аэропорт Пулково завалило снегом, причем в буквальном смысле этого слова. Все взлетные полосы длинной 3800 метров покрылись 30- сантиметровым слоем снега. 36 часов длилась снежная атака на Пулково. По официальным данным, если подсчитать всю территорию, с которой за это время был убран снег в борьбе, образно говоря, за живучесть взлетной полосы, то эта территория составила бы 400 футбольных полей. 400 футбольных полей! Если бы это видел Артур Хейли, то он обязательно бы написал еще один роман под названием «Аэропорт. Лед и пламя Пулково».

И эта ситуация была суровым испытанием не только для пассажиров, но и для всей команды Пулково. И команда справилась. Теперь надо извлечь урок из этих драматических событий и понять, как действовать в случае повторения аналогичных ситуаций. Ведь масштабы таких погодных аномалий могут быть и еще больше. Такой у нас климат. Такой у нас город. Такой у нас аэропорт. Давайте посмотрим, как развивались эти драматические события. И как работала команда Пулково».


Таких, говоря языком метеорологов, «интенсивных снегопадов циклонного характера» не было в Пулково с 1987 года. Вот кадры тех лет, когда в ленинградском аэропорту тоже были отменены десятки рейсов. Но этот снежный буран был даже сильнее, чем тот в прошлом веке.

Аэропорт – это особый мир, особая система измерений. Поэтому здесь менее значимо то, сколько снега выпадает. Здесь главное как он выпадает. Какова интенсивность, влажность воздуха, сила ветра и структура снежного покрова. Ведь все это в сочетании и влияет на то, что в системе аэропорта является самым жизненно важным. Это артерия Пулково. Если она есть – аэропорт живет. Если ее нет – все останавливается. В системе аэропорта эта артерия называется «взлетная полоса».

Вот так происходит очистка  взлетной  полосы. Это целая армия из специальных машин. Каждая из которых в строю решает свою задачу. Сметает, греет, посыпает. И название у этих машин   соответствующе – «плужно-щеточно-продувочная» техника. Они идут по взлетной полосе строго строем. Одна за другой. По утвержденной траектории. Ни на сантиметр  не отклоняясь  от нее. Чуть кто-то ошибется – и качество взлетной полосы будет уже другим.

Это лаборатория на колесах. И у нее не 4 колеса, как у всех машин. А пять колес. И это пятое здесь самое главное. Вот оно. Причем это колесо и накачивается до 3,5 атмосфер, точно так же как колеса шасси самолетов. И даже рисунок протектора и состав резины приближен к этим параметрам колеса воздушного судна. Машина-лаборатория разгоняется  по взлетной полосе,  пятое колесо опускается, идет соприкосновение с поверхностью взлетной полосы.

Технические показания передаются на монитор оператору. И он определяет коэффициент сцепления с взлетной полосой. Величина, от которой зависит самый главный параметр в жизни аэропорта. Принимать и выпускать воздушные судна или нет. Минимально допустимый коэффициент – 0.3. И ошибиться в показаниях нельзя. Ведь именно по этому коэффициенту экипажи воздушных судов и выстраиваются тактику взлета и посадки.

Это Вера Фаттахова. Агент по наземному обслуживанию воздушных судов. Она была одной из тех, кто в ту ночь, когда Пулково открыли, работала на перроне. Перроном в аэропорту называют зону  обслуживания самолетов. 20 часов без сна и отдыха. Она отправляла и принимала один борт за другим. Мысль была одна – люди, изможденные многочасовым ожиданием, должны улететь. Теперь об этой бессонной ночи она вспоминает уже с улыбкой.

В ту ночь  пассажиры находились в томительном ожидании. «Пулково» не принимал и не отправлял рейсы. Безопасность важнее всего. Организовали бесплатную раздачу воды, бутербродов. В эти часы аэропорт напоминал большой библейский ковчег, который собрал здесь почти всю страну. Пассажиры из Владивостока, Калининграда, Сургута. Челябинска, Екатеринбурга. Все в этот момент были объединены одной общей судьбой. Пулково закрыт по метеоусловиям. И в этой ситуации самое важное было успокоить людей. Не допустить хаоса, истерики  и нервного срыва.

36 часов длилась снежная атака на Пулково. По официальным данным, если подсчитать всю территорию, с которой  за это время был убран снег в борьбе, образно говоря, за живучесть взлетной полосы, то эта территория составила бы 400 футбольных полей. С высотой снежного покрова до 36 сантиметров. 400 футбольных полей. И эта ситуация была суровым испытанием не только для пассажиров, но и для всей команды Пулково. И команда справилась. Теперь им надо извлечь урок после этих драматических событий и понять, как действовать в случае повторения аналогичных ситуаций. Ведь  масштабы таких погодных аномалий  могут быть и еще больше. Такой у нас климат. Такой у нас город. Такой у нас аэропорт.

И уже на следующее утро в Пулково постепенно  вернулась обычная жизнь с ее привычным ритмом и расписанием. Аэропорт – это как уменьшенная модель всей нашей жизни. Здесь все точно также. Встречи, расставания, судьбы и города, которые соединятся здесь, на перроне аэровокзала. И еще – на табло с расписанием рейсов. Которое иногда, как и наши планы и надежды в жизни, тоже  может меняться. По независящим от нас причинам. Главное не отчаиваться. И знать – есть люди, которые сделают все, чтобы мы услышали  в нужное по расписанию время эти слова: «Уважаемые пассажиры, внимание, начинается регистрация и посадка на рейс номер…».