ЮЛЯ ЧЕСНОКОВА, корреспондент:
Вы никогда не задумывались, почему вход в Летний сад стережёт именно Медуза Горгона – эта женщина с клубком змей на голове, один взгляд на которую превращал человека в камень? Оказывается, с древности это устрашающее изображение – змеевик, который отводит злые силы. Выходит, змеи – стражи Петербурга?
Хм, мысль интересная. Но начнём всё же с начала, а сначала, исходя из всё той же античной мифологии, было яйцо, вокруг которого 7 раз обернулся, согревая его своим теплом великий змей Офион. Из этого-то яйца и появилось потом всё сущее на Земле. А змеи-стражники в Петербурге стерегут не только вход в особняк банкира Бранта – соседа блистательной Матильды Кшесинской.
Главный же змеиный адрес города – Захарьевская улица, 23. Да, знаменитый египетский дом буквально кишит этими пресмыкающимися.
Кобры танцуют по фасаде, свисают с окон и свили уютное гнёздышко на входе в здание. Ещё бы, ведь в Древнем Египте змеи — культовые животные, охранявшие самих фараонов.
Поддержкой пресмыкающихся с древности заручились и представители самых разных профессий. В торговле обвитый змеями посох кадуцей – аллегория согласия и посредничества. Чаша со змеёй – общепризнанный символ медицины во всём мире.
Главный же символ Петербурга – Медный всадник – тоже немыслим без змеи. Во-первых, это банально третья точка опоры, без которой невозможно было бы поднять многотонного коня на дыбы. И самое небанальное изображение тех тёмных сил, с которыми Россия справилась при Петре I.