АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Елена Андреевна, когда мы говорим о Глинке, то сознание большинства наших зрителей, слушателей… Глинка — прежде всего музыка. Но ведь вокруг любого композитора существовал огромный, скажем так, фон всего, что было в его жизни и вне театра, и вне творчества. И я знаю, что в Рукописном отделе Российской Национальной библиотеке хранится «Фонд Глинки».
ЕЛЕНА МИХАЙЛОВА, заведующая сектором Русских фондов XVII-XXI вв. отдела Рукописей Российской национальной библиотеки:
Это как творческие документы, так и личные документы: письма, воспоминания, мемуары фотографии, какие-то изображения и так далее. Чудесный альбомчик, как раз характеризующий компанию Глинки, атмосферу, которая происходила на музыкальных и не музыкальных вечерах. Это альбом чудесных карикатур. На самом деле их называли злыми, они не злые, они очень добродушные и чудесные.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Это Глинка?
ЕЛЕНА МИХАЙЛОВА, заведующая сектором Русских фондов XVII-XXI вв. отдела Рукописей Российской национальной библиотеки:
Да, Глинка страдает. Видите, утром, дома страдает. Вот знаменитые записки Михаила Ивановича Глинки, автобиографические.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Чем знаменитые?
ЕЛЕНА МИХАЙЛОВА, заведующая сектором Русских фондов XVII-XXI вв. отдела Рукописей Российской национальной библиотеки:
Здесь очень много содержательных моментов, касающихся его жизни. Он не очень много пишет про своё творчество, но информационно здесь всё очень хорошо. И почти обо всех произведениях так или иначе он упоминает, когда он их создавал, в каком контексте и так далее. Моё любимое письмо! Как мы сейчас приглашаем друзей вместе повести вечерок?
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
В мессенджерах пишем.
ЕЛЕНА МИХАЙЛОВА, заведующая сектором Русских фондов XVII-XXI вв. отдела Рукописей Российской национальной библиотеки:
А что делали в 19 веке? Вот Яков Яненко и предположительно Карл Брдллов хотели пригласить Глинку провести вместе втроём вечерок: «Знаменитая пробка известного берлинского штофа, с душевным прискорбием извещая о внезапной кончине его, воспоследовавшей впотьмах на прошлой неделе в час по полуночи, просит покорнейше пожаловать на поминовение его в квартиру Яненко… у Семёновского моста там-то там-то… с внесением на похоронные расходы 2 рубля серебром».
Вот, передо мной как раз лежат совершенно замечательные переплёты. Вы видите несколько из них. Подпись гласит: «Автографы Михаила Ивановича Глинки». И маленьким буквами — принадлежат В. П Энгельгардту. Василий Павлович Энгельгардт был другом Михаила Ивановича Глинки, молодым, но преданным. Глинка отдаст кому-нибудь рукопись, Энгельгард старается её забрать. И в результате у Энгельгардта сложилась достаточно большая коллекция. Мы можем сразу открыть 1 том — это первая русская классическая опера «Жизнь за царя».
ОЛЬГА ОВЕЧКИНА, руководитель архивной службы Мариинского театра:
«С жизнью за царя» связаны многие важные события в истории Мариинского театра.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Та самая историческая сцена?
ОЛЬГА ОВЕЧКИНА, руководитель архивной службы Мариинского театра:
Да, она открывалась в 1860 году оперой «Жизнь царя». Первым Иваном Сусаниным в истории был Осип Петров, который почти 5 десятков лет пел на сцене Мариинского театра. И у нас есть афиша «Бенефис Осипа Петрова по случаю 50-летия его службы». Что можно дать? Какую оперу? Ну, конечно, «Жизнь за царя».
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Если мы говорим о судьбе, наверное, оперы Глинки «Жизни за царя», то ей, конечно, повезло в советские времена. Её полностью не запретили и не сняли, не убрали из репертуара. Но она стала называться, как?
ОЛЬГА ОВЕЧКИНА, руководитель архивной службы Мариинского театра:
«Иван Сусанин»!
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Я знаю, что в вашем архиве хранятся прекрасные эскизы уже советской постановки.
ОЛЬГА ОВЕЧКИНА, руководитель архивной службы Мариинского театра:
Советская постановка, 39 год, эскизы замечательного театрального художника Фёдора Федоровского. Это была большая яркая постановка предвоенная. И интересно, что театр уехал в эвакуацию в войну, на Урал, и когда вернулся, то открытие сезона послевоенного, оно было именно оперой «Иван Сусанин».
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
В продолжение истории Глинки и Мариинского театра нельзя не вспомнить другую знаменитую оперу — «Руслан и Людмила».
ОЛЬГА ОВЕЧКИНА, руководитель архивной службы Мариинского театра:
Первое представление в опере не было таким счастливым, как опера «Жизнь за царя». Но тем не менее в тот сезон больше 30 раз «Руслан и Людмила» прошла и потом уже прочно заняла место в репертуаре Мариинского театра на долгие-долгие годы.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
120 лет назад как раз появилась та самая «Руслан и Людмила» с костюмом Головина.
ОЛЬГА ОВЕЧКИНА, руководитель архивной службы Мариинского театра:
Хочу обратить внимание на кокошник. Именно элементы оформления этого головного убора они и на постановке 1904 года присутствовали, и потом в советские времена очень многие советские исполнительницы вот именно в этом кокошнике запечатлены.