В гостях у программы «Утро в Петербурге» Ольга Горская, научный сотрудник отдела античного мира Государственного Эрмитажа.
Василий Киров, ведущий: Все мы готовимся к встрече 2025 года. По восточному календарю – это год змеи, а в Двенадцатиколонном зале Государственного Эрмитажа можно взглянуть в лицо химерам, драконам, кентаврам, медузам и прочим фантастическим существам.
Ксения Бобрикова, ведущая: «Посмотри в глаза чудовищ». Мифические олицетворения ужаса в античности и их победители» – так называется выставка, которая открылась в главном музее страны. На экспозиции представлено 250 предметов – это и скульптуры, вазы, монеты. Подробнее о добре и зле, о тьме и свете мы поговорим с научным сотрудником отдела античного мира Государственного Эрмитажа Ольгой Горской.
Василий Киров, ведущий: Почему выбрали именно эту тему ужасов античного мира?
Ольга Горская, научный сотрудник отдела античного мира Государственного Эрмитажа: А у нас серьёзная тема, у нас необычный взгляд на античные мифы, которые мы все помним с детства. Но для нас это сказочные истории, где добро побеждает зло, где всякие приключения, экшен происходит. Да, но на самом деле эти мифы придумывались не для детей, а для взрослых.
Василий Киров, ведущий: Это взрослые истории.
Ольга Горская, научный сотрудник отдела античного мира Государственного Эрмитажа: Это взрослые истории, которые сейчас адаптируются для детей, а наша выставка и для детей, и, конечно, для взрослых.
Ксения Бобрикова, ведущая: Ольга, а зачем взрослым нужно было придумывать эти истории? Для чего?
Ольга Горская, научный сотрудник отдела античного мира Государственного Эрмитажа: В древности человека окружало гораздо больше страхов, чем сейчас нас. Некоторые из них мы вообще не понимаем, например, страх перед путешествиями. Для нас путешествия – это всегда праздник, какие-то впечатления замечательные. А для древних людей, например, путешествия любые – по суше, по морю – таили массу опасностей. И эти опасности были часто непредсказуемы. Конечно, те люди, которые возвращались из путешествий, рассказывали много всяких историй. Вспомним, истории охотников, истории рыбаков, истории моряков, которые еще и преувеличивают различные происшествия.
Василий Киров, ведущий: Плохие наверняка рассказывали. Вот от этого страхи, наверное, и появлялись.
Ольга Горская, научный сотрудник отдела античного мира Государственного Эрмитажа: Страхи появлялись. И они же были совершенно не бесстрашными путешественниками-открывателями новых земель. Они стремились узнать все время что-то новое, но это уже все равно было страшно. И нужно было действовать по принципу «кто предупреждён, тот защищён».
Ксения Бобрикова, ведущая: То есть правильно сказать, что вот эти изображения страха, это была терапевтическая работа, визуализация страха?
Ольга Горская, научный сотрудник отдела античного мира Государственного Эрмитажа: Да, что-то в этом духе. Когда вы свои опасения облекаете в какую-то форму, то дальше вы можете придумать, как с этим бороться.
Василий Киров, ведущий: То есть такой сеанс психотерапии, что называется.
Ольга Горская, научный сотрудник отдела античного мира Государственного Эрмитажа: Они это так не артикулировали, как мы сейчас, но действовали примерно так.
Ксения Бобрикова, ведущая: А зачем тогда в античном мире на посуду наносили вот эти ужасы?
Ольга Горская, научный сотрудник отдела античного мира Государственного Эрмитажа: Побежденное чудовище становится вашим оберегом, оно уже нападает не на вас, а на ваших врагов.
Василий Киров, ведущий: То есть, как трофей такой получается.
Ольга Горская, научный сотрудник отдела античного мира Государственного Эрмитажа: Это такой волшебный трофей, который будет вас защищать. И они эти трофеи дарили богам. Например, Афине подарили голову горгоны. Потом эти образы они применяли к себе и считали, что это будет их защита. И эти чудовища становились из нападающих существ покровительствующими существами.
Ксения Бобрикова, ведущая: На выставке представлено 250 предметов – это вазы, скульптуры, монеты, причем есть экспонаты V-VI веков до нашей эры. Какова история этих предметов? Как они попали сюда?
Ольга Горская, научный сотрудник отдела античного мира Государственного Эрмитажа: У них разные пути. Два основных пути – это археологические раскопки и покупки из частных коллекций. Но мы должны понимать, что все эти предметы попали в музеи из земли, они не могли прожить там 2 000 лет, где-то обитая в нашем мире, и мы их выбирали, как раз стараясь показать, как трансформировался образ чудовища в веках. То есть вот с архаической древности, с ориентализирующего стиля, заимствование с Ближнего Востока, до эпохи Возрождения, когда все вспомнили про этих чудовищ, и представляли себе все эти приключения по-другому. Там чудовища выступали не сами по себе, а главными становились их победители-герои, и обязательно должны быть какие-то приключения, типа Одиссеи, например. Подвиги Геракла обязательно. И потом они уже никуда не делись. То есть, когда они пережили Средневековье, про них снова вспомнили, они так и бытовали в искусстве вплоть до XX века, когда на Бакста неизгладимое впечатление произвело путешествие в Грецию, и он писал эту картину воплощение «Древний ужас».
Василий Киров, ведущий: Это единственная картина в экспозиции или нет?
Ольга Горская, научный сотрудник отдела античного мира Государственного Эрмитажа: Картина единственная, но у нас очень много гравюр и рисунков восхитительной красоты, где как раз можно посмотреть, как эти сюжеты представлены в XVI-XVII веках.
Василий Киров, ведущий: Как они менялись с античности до XXI века, в том числе до «Этюда с натуры», например?
Ольга Горская, научный сотрудник отдела античного мира Государственного Эрмитажа: Сами представления чудовищ немножко менялись, как они выглядели. В них чаще появлялось больше человеческих антропоморфных черт, чем в древности. Ну и, конечно, акцент там больше на победителей. Вот они там герои-молодцы.
Ксения Бобрикова, ведущая: То есть человек все равно себя видел, по версии авторов, победителем страха, ужаса и всего самого такого. Давайте расскажем уже и о героях, о победителях, о которых мы говорили. Они как представлены?
Ольга Горская, научный сотрудник отдела античного мира Государственного Эрмитажа: Они представлены в полной мере. У нас есть побеждаемые чудовища, но, в принципе, в античности были чудовища, которых никто не победил. Например, грифоны. Но, с другой стороны, если вы сами к ним не пристаете, как аримаспы или амазонки, то они никого не трогают. Они не вступают ни в какие конфликты. Или вот цербер, которого мы сейчас видели на экране, он тоже ни на кого сам не нападает. Если вы не пытаетесь пройти в Аид, так сказать, без причины веской, и не пытаетесь покинуть Аид, то он тоже вас трогать не будет. А вот агрессивные чудовища требовали своего героя для их укрощения, победы.
Василий Киров, ведущий: Как и в нашей жизни, чтобы укротить, в общем-то, врага, нужно быть абсолютно бесстрашным настоящим героем.
Ольга Горская, научный сотрудник отдела античного мира Государственного Эрмитажа: Не только бесстрашным, нужно быть умным, хитрым, предприимчивым. Только бесстрашия почти никогда недостаточно. Бесстрашно можно сгинуть с этим чудовищем, а вот чтобы его как-то обмануть, победить, поразить, нужно применит все эти черты характера, нужно очень много всего еще дополнительного.