В гостях у программы «Утро в Петербурге» Михаил и Юлия Грибовы, руководители Международной ассоциации балов, танцмейстеры, хореографы.
Василий Киров, ведущий: «Танцуют все!» – сказал однажды Иван Грозный в любимой новогодней комедии «Иван Васильевич меняет профессию», и сегодня действительно представить новогодний семейный вечер без танцев уж точно невозможно.
Ксения Бобрикова, ведущая: Не только семейный, но новогодние ярмарки. На Дворцовой площади тоже будем водить хоровод.
Василий Киров, ведущий: А вот тут, кстати, много нюансов. Как сделать так, чтобы тебе ноги не оттоптали, и самому тоже не навредить партнерам? После новогоднего застолья, я думаю, все хорошо знают, координация может быть не самой правильной.
Ксения Бобрикова, ведущая: Вот поэтому сейчас и будем изучать танцевальный этикет.
Василий Киров, ведущий: Действительно существует какой-то специальный танцевальный этикет?
Михаил Грибов, руководитель Международной ассоциации балов, танцмейстер, хореограф: Конечно же. И танцевальный этикет является разновидностью светского этикета, потому что, вообще, этикет пошел из танцевальной культуры. И здесь о многом можно поговорить.
Юлия Грибова, руководитель Международной ассоциации балов, танцмейстер, хореограф: Это тесно переплетено между жизнью, потому что, если знать, как пригласить даму на танец, практически равно знать, как пригласить ее на свидание, например.
Василий Киров, ведущий: То есть это может пригодиться, в общем-то, и в обычной жизни, не только на танцплощадке, дискотеке, балу и так далее.
Михаил Грибов, руководитель Международной ассоциации балов, танцмейстер, хореограф: Когда мы говорим про танцевальный этикет, и в частности вообще светский этикет, то, конечно же, про культуру общения. И парные танцы – это про культуру общения между мужчиной и женщиной, и это очень важный аспект.
Ксения Бобрикова, ведущая: Что нужно обязательно знать про танцевальный этикет? Как я понимаю, все начинается с приглашения.
Михаил Грибов, руководитель Международной ассоциации балов, танцмейстер, хореограф: Конечно же.
Ксения Бобрикова, ведущая: Вот мы с Василием пришли на дискотеку, еще неизвестно, пара или не пара. Вот как мы будем танцевать с другими людьми?
Василий Киров, ведущий: Предположим, вы, Михаил, пришли со спутницей, я пришел со спутницей. Что нам делать?
Михаил Грибов, руководитель Международной ассоциации балов, танцмейстер, хореограф: Смотрите, всегда первый танец принадлежит своей даме по этикету – это важный аспект. Если мы с вами сидим за одним столом, то следующий танец принадлежит нашим визави. И, конечно же, по этикету я должен спросить разрешение у кавалера, с которым пришла дама. В данном случае моя задача именно вербально спросить: «Разрешите потанцевать с вашей дамой?»
Юлия Грибова, руководитель Международной ассоциации балов, танцмейстер, хореограф: По правилам этикета, в любом случае, решение остается за дамой, независимо от того, даже если мужчина не согласен. А дальше это уже ваши проблемки.
Ксения Бобрикова, ведущая: Допустим, если по какой-то причине тебе отказывают. Как вести себя?
Василий Киров, ведущий: Мужчина, например, пригласил на танец, и ему отказали.
Юлия Грибова, руководитель Международной ассоциации балов, танцмейстер, хореограф: Когда мы находимся на каком-то мероприятии, в танцевальном этикете не принято в целом отказывать. Но есть некий свод правил, по какой причине дама может отказать. Первое – потому что этот танец уже обещан другому. В целом, это самая, наверное, основная. Во всем остальном случае этот отказ может быть очень элегантным и сказать о том, что дама устала, например. Она может сказать о том, что, вы знаете, не сейчас, но я буду рада потанцевать с вами позже. И можно пообещать какой-то следующий танец, там будет помедленнее или быстрее. Я могу сказать, есть один очень красивый, элегантный отказ, потому что мы же все-таки говорим про танцевальный этикет, и здесь очень важно оставить в хорошем виде и лицо собеседника, и свое, естественно, не потерять. Поэтому важно не отказать, то есть мы в любом случае не отказываем, мы соглашаемся. Но есть один очень элегантный отказ у дамы, где можно, так сказать, не отказывая лично ему, сказать, что я буду рада потанцевать с вами на следующем мероприятии. И сразу как бы приглашение прозвучало на следующее мероприятие.
Василий Киров, ведущий: Как правильно здороваться?
Михаил Грибов, руководитель Международной ассоциации балов, танцмейстер, хореограф: Если мы находимся просто в светской беседе, то всегда сначала мы здороваемся с дамами. Потому что в основе светского этикета лежит известный образ преклонения перед прекрасной дамой. И в светском этикете главная дама, в деловом этикете немножко по-другому. Поэтому всегда сначала дама, и сначала мы здороваемся с дамами, потом дамы здороваются друг с другом. И, соответственно, ключевой жест, который все знают, и в нашей стране он поддерживается повсеместно, – это жест открытой ладони, когда кавалер приглашает даму прямо подойти. Но здесь главное близко не подходить. Здесь вопрос расстояния, потому что, если вы слишком близко подойдете к даме, вы вторгаетесь в её личное пространство. Поэтому нужно чувствовать пространство, жест открытой руки так, чтобы она ответила, и она ответила закрытой, естественно.
Юлия Грибова, руководитель Международной ассоциации балов, танцмейстер, хореограф: Вот это самая известная история.
Михаил Грибов, руководитель Международной ассоциации балов, танцмейстер, хореограф: И дальше мы ведем ее на танцпол. И здесь, конечно, есть еще один жест очень известный.
Юлия Грибова, руководитель Международной ассоциации балов, танцмейстер, хореограф: Я не знаю, что обычно происходит, но, вот когда кавалер совершает этот жест, кажется, ну все, вообще, можно доверить ему жизнь, танец – все что угодно.
Михаил Грибов, руководитель Международной ассоциации балов, танцмейстер, хореограф: Жест очень простой. Я перекладываю ее ручку, потом веду туда. Это, кстати, позиция прогулки, вот так в парках прогуливаются.
Василий Киров, ведущий: Я, честно говоря, всегда думал, что нужно дождаться, когда дама сама «занырнула». Оказывается, нет, нужно самому все это провернуть.
Юлия Грибова, руководитель Международной ассоциации балов, танцмейстер, хореограф: Все время в ожидании, что сейчас дама что-то сделает. Берите все в свои руки.
Михаил Грибов, руководитель Международной ассоциации балов, танцмейстер, хореограф: Вот мы пришли на танцпол. После этого мы, естественно, разворачиваемся к нашей даме и опять же повторяем этот жест. Это определенная классика, когда кавалер кланяется, естественно, открытые руки.
Юлия Грибова, руководитель Международной ассоциации балов, танцмейстер, хореограф: И вот здесь это важно делать единовременно. Это как будто бы вы хотите поцеловать руку дамы, но не совершаете этого жеста.
Михаил Грибов, руководитель Международной ассоциации балов, танцмейстер, хореограф: Все, поцеловались. И дальше мы начинаем танцевать.
Василий Киров, ведущий: Как называется этот танец?
Юлия Грибова, руководитель Международной ассоциации балов, танцмейстер, хореограф: В нашей стране это называется покачуль. Это то, что можно танцевать под любую музыку. Не важно, какая бы она ни была – медленная или быстрая – самое главное даму покачать.
Василий Киров, ведущий: Как правильно этот танец завершить, если вдруг уже натанцевались?
Юлия Грибова, руководитель Международной ассоциации балов, танцмейстер, хореограф: Во-первых, первое правило танцевального этикета – в любом случае, мы не завершаем танец, пока не закончится мелодия.
Михаил Грибов, руководитель Международной ассоциации балов, танцмейстер, хореограф: Не должно быть такого, что кавалер скажет: «Спасибо, я пошел».
Юлия Грибова, руководитель Международной ассоциации балов, танцмейстер, хореограф: Вот это то, чего делать нельзя.
Василий Киров, ведущий: Тем не менее, как правильно это сделать, если такая ситуация возникла, например, мужчина пригласил девушку, что-то пошло у них во время танца не очень хорошо, девушка хочет откланяться вот прям в середине музыки.
Михаил Грибов, руководитель Международной ассоциации балов, танцмейстер, хореограф: Придется потерпеть.
Юлия Грибова, руководитель Международной ассоциации балов, танцмейстер, хореограф: Либо ситуация бывает разная. Но, если что-то такое невероятное произошло, в любом случае кавалер обязан не бросать свою даму. Все вот эти жесты проявить, сопроводить. Я беру вашу руку. После танца это жест благополучия, это важно.
Михаил Грибов, руководитель Международной ассоциации балов, танцмейстер, хореограф: Вот мы потанцевали. Нужно обязательно даму поблагодарить за танец, и дальше спросить ее, либо ее отвести нужно на то место, откуда вы ее пригласили, либо туда, куда дама пожелает.