В гостях у программы «Утро в Петербурге» Влада Титова, врач-психотерапевт, психиатр, нарколог, кандидат медицинских наук.

Марианна Дьякова, ведущая: Несмотря на осознание того, что не все подарки действительно нужны, мы продолжаем и продолжаем совершать покупки, порой даже не понимая, зачем они нам.

Тимофей Зудин, ведущий: Почему это происходит? Что движет нами при выборе самых бессмысленных подарков? Как научиться сдерживать себя в этом бесконечном круговороте потребления, сделать праздники действительно значимыми, а не просто моментом лишних трат?

Марианна Дьякова, ведущая: Мы знаем, что вы для нас подготовили тест.

Тимофей Зудин, ведущий: Но все-таки шопоголизм – это женское, мне кажется, пристрастие. Для мужиков это скорее тяжкая обязанность пойти по магазинам, особенно со своей женой. Мы идем целенаправленно. Вот пришел, увидел, купил и домой.

Марианна Дьякова, ведущая: Получается, я поняла, что я шопоголик. А что движет нами? Зачем мы это делаем? Для чего?

Влада Титова, врач-психотерапевт, психиатр, нарколог, кандидат медицинских наук: Дело в том, что женщины действительно чаще совершают спонтанные импульсивные покупки. Мы сейчас не будем говорить именно про зависимость, про ониоманию или про шопоголизм, который по-научному именно так и называется. Мы будем говорить просто про импульсивные покупки, о которых вы потом может быть даже и пожалеете или, по меньшей мере, ни разу не воспользуетесь тем, что вы купили чаще всего под влиянием каких-либо эмоций. На первом месте с большим отрывом от других причин спонтанных покупок стоят эмоции. Причем проводилось немало исследований на эту тему, результаты которых убедительно говорят о том, что чаще всего покупки совершаются от одиночества. Когда человек хочет немножко разукрасить свою монотонную однообразную действительность, он отправляется в яркий, например, красивый, огромный гипермаркет и начинает, собственно говоря, там получать эмоции. Под влиянием эмоций можно купить немало лишнего и немало дорогого, причём эмоции эти могут быть грустного спектра, когда одиноко, например, а могут быть и радостного спектра, о чём я тоже вас спрашивала. Соответственно, когда человек начинает поддаваться этим эмоциям, вот я часто люблю говорить своим клиентам, что эмоции чуть-чуть ослабоумливают, потому что они притупляют рассудок, как вы говорите, и лишают человека возможности критически оценивать то, что происходит.

Марианна Дьякова, ведущая: В тесте я ответила 4 раза «да», но это очень редкие. Это может быть раз в несколько месяцев, у меня как раз хорошее настроение, когда я мчу и что-нибудь себе куплю. Это засчитывается как шопоголизм?

Влада Титова, врач-психотерапевт, психиатр, нарколог, кандидат медицинских наук: Нет, скорее всего это может быть и вариантом нормы, это не тест на шопоголизм. Если мы говорим о зависимости как таковой, нехимической зависимости, то конечно, тут нужны совершенно другие опросники, клинические шкалы. Нам не хватило бы времени прямого эфира, мы потратили бы намного больше времени.

Тимофей Зудин, ведущий: Могут ли вот эти новогодние подарки и покупка их в неограниченных количествах быть попыткой восполнить дефицит общения и, может быть, даже откупиться как-то? Как этот недостаток компенсировать?

Влада Титова, врач-психотерапевт, психиатр, нарколог, кандидат медицинских наук: Конечно, это достаточно частый случай. Но, если вы спросите напрямую у человека, который так делает, он скажет: «Нет, конечно, это не про меня, у меня все хорошо». На самом деле мы искупляем чувство вины за то, что мы не тратим столько времени на близких, сколько необходимо или даже столько хочется, всегда находя обстоятельства непреодолимой силы, которые нам в моменте мешают. Поэтому приятно порадовать себя, что в общем-то вот я молодец.

Марианна Дьякова, ведущая: Получается, что уже годами, традициями, обычаями навязана вот эта история с тем, что на Новый Год надо обязательно дарить подарки. Причем не только в семье, но и везде. Для некоторых это очень серьезная обуза, и очень сложно с этим справиться. Я имею ввиду, просто даже придумать, чтобы всем что-то подарить, и это не радость уже. Что делать, когда мы находимся под гнетом этой традиции новогодних подарков? Но, например, человек хочет из нее вырваться, потому что не знает, не хочет, не любит это делать.

Влада Титова, врач-психотерапевт, психиатр, нарколог, кандидат медицинских наук: Я думаю, что можно обратиться за помощью к тому, кто знает, хочет и любит это делать, и продолжить это делать. Мне даже не нравится словосочетание «гнёт традиции». Мне кажется, в нашей жизни не так много моментов, когда мы можем порадовать другого, близкого, любимого.

Марианна Дьякова, ведущая: То есть пересмотреть свои отношения. Это вовсе не гнёт, и не обязанность, и не обуза, а это приятно.

Влада Титова, врач-психотерапевт, психиатр, нарколог, кандидат медицинских наук: А это чаще всего приятно. И я не знаю, согласитесь ли вы с этим утверждением, что дарить приятнее, чем получать, потому что есть очень хорошее внутреннее ощущение сопричастности к радости другого человека. Она почти как у ребенка бывает, у человека в любом возрасте, который получает подарок, есть удивление, изумление, радость, восторг, замешательство, стеснение, неловкость. Но эти эмоции настоящие.

Тимофей Зудин, ведущий: У меня так происходит, что ты покупаешь, сначала рассчитываешь деньги, а потом входишь вдруг в раж и понимаешь, все всем сейчас куплю, всем подарю, спускаешь все деньги, которые есть на карте. Как остановиться в какой-то момент?

Влада Титова, врач-психотерапевт, психиатр, нарколог, кандидат медицинских наук: Если это в том числе про вас, воздержаться от подобных сценариев чаще всего помогает планирование. Когда на холодную голову дома, находясь в одиночестве, без вот этих ярких красок окружающих, музыки какой-нибудь.

Тимофей Зудин, ведущий: То есть обстановка ещё есть.

Влада Титова, врач-психотерапевт, психиатр, нарколог, кандидат медицинских наук: Да, потому что, конечно же, и в интернете, и в гипермаркетах всё делают для того, чтобы вы купили всё. Даже запахи. Вы заходите, например, за сумкой, за обувью, а там пахнет дорогой кожей. Специально же создают этот запах. Это не товар пахнет, а используются запахи. То же самое вы заходите в какой-нибудь дорогой салон, а там все отутюженное так, что вы о таком только могли мечтать. И какой-нибудь особенный аромат дорогой, едва уловимый. Ну все, вы попали.