В гостях у программы «Утро в Петербурге» Евгений Шлионский, организатор детского театрально-поэтического фестиваля «Табуретка» и Екатерина Романова, актриса, режиссёр, педагог.

Тимофей Зудин, ведущий: Продолжаем готовиться к Новому Году. Скоро ведь в наши дома придет Дед Мороз и попросит нашего ребёнка встать на табуретку и прочитать стихотворение. Для кого-то стихотворная табуретка — большой стресс, для кого-то — билет на большую сцену и шанс проявить себя. В Петербурге уже в 14 раз пройдет детский театрально-поэтический фестиваль «Табуретка». Чем он хорош, чем отличается от других, нам расскажет его организатор.

Людмила Ширяева, ведущая: Расскажите немножко о формате фестиваля. Название уже интригует. Действительно участники каким-то образом будут взбираться на табуретку и демонстрировать свои таланты?

Евгений Шлионский, организатор детского театрально-поэтического фестиваля «Табуретка»: Я хочу сказать, что табуретка – образ первой сцены для человека.

Людмила Ширяева, ведущая: У всех было в жизни такое.

Евгений Шлионский, организатор детского театрально-поэтического фестиваля «Табуретка»: Практически, да. У кого-то может закончиться «Золотой маской», но начинается все с табуретки на кухне. На самом деле фестиваль «Табуретка» состоит из двух частей. Это «Поэтическая табуретка» и «Театральная табуретка». «Поэтическая табуретка» по традиции проходит в музее Анны Ахматовой, она уже прошла 17 ноября, и там поэты читают свои стихи, только свои. И потом мы издаем сборник и вручаем авторские экземпляры. А «Театральная табуретка» – для театральных коллективов со всей страны и из соседних стран. Обычно подается около ста заявок, и из этих ста заявок мы выбираем 10 лучших, которые приглашаются в Петербург, чтобы показать свои спектакли.

Тимофей Зудин, ведущий: Какие требования были к этим коллективам?

Евгений Шлионский, организатор детского театрально-поэтического фестиваля «Табуретка»: На самом деле, нет никакой тематики, даже нет ограничений по формату театра. Но у нас один из самых важных критериев, по которым действует жюри, это недрессированные дети.

Людмила Ширяева, ведущая: Что это значит недрессированные? Они же все немного дрессированные дети-актёры.

Евгений Шлионский, организатор детского театрально-поэтического фестиваля «Табуретка»: На самом деле, нет. Есть дети, которые понимают, что они делают на сцене. То есть они играют не в театр и актеров, они играют в интересную игру и рассказывают понятную им историю, к сожалению, не все детские режиссёры работают по этому принципу.

Тимофей Зудин, ведущий: Вот один из детских режиссёров, я так понимаю, в нашей студии, который работает по этому принципу. Екатерина, два ваших спектакля вышли в финал – «Ещё мама» по произведению Платонова, «Новое платье императора» – это Джанни Родари на тему Андерсена, я так понимаю, импровизировать. Расскажите о них, пожалуйста.

Екатерина Романова, актриса, режиссёр, педагог: Рассказ Платонова про детей, для детей, про взросление. И, в общем, ничего удивительного, у Платонова, на самом деле, очень много есть небольших рассказов, которые весьма любопытны в детском возрасте. А у Джанни Родари пьеса в стихах. Мы нашли в ней много всего юморного и решили, что наш спектакль в прошлом году будет вот как раз по текстам Джанни Родари.

Тимофей Зудин, ведущий: Ваши дети не дрессированы.

Екатерина Романова, актриса, режиссёр, педагог: Но, если жюри пропустили наших два спектакля, я надеюсь, что они недрессированные.

Людмила Ширяева, ведущая: В составе жюри заслуженный артист России Игорь Гордин, всемирно известный актёр Игорь Жижикин, телеведущий Дмитрий Хрусталёв. Как вам удалось привлечь таких известных звезд к фестивалю? В чем их участие? Появятся ли они сами, либо как-то работают удаленно?

Евгений Шлионский, организатор детского театрально-поэтического фестиваля «Табуретка»: К сожалению, не всегда у них есть возможность приехать и поучаствовать лично, потому что у них очень напряженный график, поэтому они такие известные. С Митей Хрусталёвым мы играли вместе в КВН, еще когда мы учились в университете. С Игорем Гординым мы занимались вместе в ТЮТе – это Театр юношеского творчества, в Аничковом дворце, когда были детьми.

Людмила Ширяева, ведущая: А как Жижикин заинтересовался детским фестивалем?

Евгений Шлионский, организатор детского театрально-поэтического фестиваля «Табуретка»: Это благодаря Мите Хрусталёву, который привлекает своих друзей и знакомых.

Людмила Ширяева, ведущая: Они действительно смотрели, изучали? То есть это не свадебные генералы.

Евгений Шлионский, организатор детского театрально-поэтического фестиваля «Табуретка»: Абсолютно нет, они отсматривают, и мало того, что они отсматривают и ставят оценки, они пишут рецензии на спектакли как минимум полуфиналистов, кто прошел в полуфинал.

Екатерина Романова, актриса, режиссёр, педагог: Пожалуй, этим «Табуретка» отличается от других детских фестивалей, что даже если ты не оказался в финале, но прошел в полуфинал, у тебя есть возможность получить комментарий от жюри и вступить в диалог, что получилось, что не получилось.

Тимофей Зудин, ведущий: Для многих эта «табуретка» – огромный стресс для ребенка. Первый раз выйти на сцену, принять участие, прочитать там стихотворение. Вот какие советы вы можете дать, чтобы перешагнуть этот порог?

Евгений Шлионский, организатор детского театрально-поэтического фестиваля «Табуретка»: На фестивале «Табуретка» очень домашняя атмосфера, располагающая.

Людмила Ширяева, ведущая: Дети не должны пугаться.

Евгений Шлионский, организатор детского театрально-поэтического фестиваля «Табуретка»: Да, совершенно верно. Я не видел пугающихся детей. Пугающиеся дети к нам не попадают в финал. Если дети пугаются, значит, их не вовлекли в эту интересную игру, не заразили вот этой историей. Вот маленький ребенок, очень хороший такой маркер, должен чувствовать себя не тигром на арене, а просто играть. Такой маркер, что, если дрессированный актёр, он забыл текст, он впадает в ступор, и вывести его оттуда уже невозможно, у него обнуление происходит. А если ребёнок недрессированный, а играет в интересную игру и живёт этой историей, то даже если он забыл текст, он знает, про что история, и он дальше её рассказывает просто своими словами. Иногда даже зритель не понимает, что что-то пошло не так, об этом знает только режиссёр за кулисами, который очень волнуется, и, скажем так, ест уже вторую шляпу. А актёр совершенно органично себя чувствует на сцене, и я видел вот таких 5-6-летних детей, которые забыли текст, и вообще ни капельки их это не смутило, они продолжили играться дальше.