В гостях у программы «Утро в Петербурге» Диана Толкачёва, клинический психолог.

Людмила Ширяева, ведущая: 4 декабря, отмечается важная дата – День заказов, подарков и написания писем Деду Морозу. И вот ведь парадокс, даже если вы не верите в Деда Мороза, вы все равно ждете от него подарков, и это, конечно же, относится в первую очередь ко взрослым людям.

Тимофей Зудин, ведущий: У детей еще проще, они верят и ждут, и писать письма обязательно с просьбами будут. Какие важные сигналы могут дать такие письма родителям? Как правильно соблюдать этот ритуал? Мы поговорим об этом в студии с нашей гостьей.

Людмила Ширяева, ведущая: В каждой семье, я уверена, это хорошая предновогодняя традиция вместе с детьми собираться, обдумывать, писать письма. Нужно ли дополнительно как-то из этого всего делать ритуал, ждать этого момента?

Диана Толкачёва, клинический психолог: Я думаю, это важный ритуал, и у этого есть несколько причин. Первая важная вещь – это то, что ребёнок становится участником собственной сказки. Вторая и для меня самая важная причина – это история о том, что он учится рассказывать о своих желаниях и распознавать свои важные потребности. Если вы пишете письмо с ребёнком, то это история о том, что вы сможете как-то по-особенному провести время и узнать друг друга, может быть, с каких-то необычных сторон. Если же ребёнок пишет письмо без вас, тогда это возможность для родителя узнать что-то такое, что ребёнок может от него скрывать, потому что дети склонны писать в своих письмах не только, знаете, про физические подарки, но и про какие-то вещи, с которыми они, к сожалению, не могут справиться.

Тимофей Зудин, ведущий: Вопрос по поводу детской фантазии. Ребёнок же может попросить у Деда Мороза все что угодно. Каким образом его как-то в рамки поставить и сказать, что тут тоже есть какие-то ограничения?

Диана Толкачёва, клинический психолог: Мне кажется, что, во-первых, не стоит запрещать загадывать желания. Да, в мире есть место любому желанию, но, к сожалению, не любому желанию есть возможность исполниться.

Тимофей Зудин, ведущий: Ребёнок же расстроится, если он написал, что хочет слона.

Диана Толкачёва, клинический психолог: То есть взять и подарить маленького слона, как-то выкручиваться. Я думаю, что это важное понимание, которое должно прийти к ребёнку в жизни, что, к сожалению, не все возможно.

Людмила Ширяева, ведущая: Имеет ли смысл родителю говорить такие слова, что слон – это дорого?

Диана Толкачёва, клинический психолог: Конечно, есть эта возможность. Плюс ко всему нужно понимать, чтобы не коммерциализировать сказку, нужно для ребенка вводить другие ритуалы. Вы можете смотреть мультфильмы про Деда Мороза, читать сказки, вы можете давать связанные с какими-то ценностями задания на протяжении праздника, и тогда для ребенка Новый Год будет не только про подарки, но еще и про очень большое количество разных важных моментов и ценностей.

Тимофей Зудин, ведущий: Вот про нематериальные ценности. Если ребёнок просит здоровья для бабушки, или чтобы папа вернулся в семью, или брата, сестренку. О чём это может сказать родителям?

Диана Толкачёва, клинический психолог: Это в первую очередь про переживания ребёнка и про то, что с ним нужно об этом, значит, разговаривать и не замалчивать эти моменты. Вот и все.

Людмила Ширяева, ведущая: Допустим, родитель вместе с ребёнком пишет письмо Деду Морозу, он знает, что хочет просить ребёнок, и уже в процессе может повлиять. Нужно ли обсуждать, влиять, наставлять, отговаривать от слонов?

Диана Толкачёва, клинический психолог: Я думаю, есть вариант действительно ему сказать, что у Деда Мороза нет возможности подарить такое. А, например, если ребенок пишет письмо сам, тогда можно вообще вступить с ним в сказочную переписку, в которой Дед Мороз сам, в общем-то, объяснит ему всё, и ребёнок будет вынужден с этим столкнуться и договариваться.

Тимофей Зудин, ведущий: Если ребёнок просит кинжал, чтобы отомстить Валерке или для расправы над какими-то недругами своими. Как на это реагировать? Стоит ли родителям бить тревогу?

Диана Толкачёва, клинический психолог: Слушайте, я думаю, что тревогу бить не стоит, потому что так выражается агрессия ребёнка. Это абсолютно нормально, значит, он не знает, как по-другому выразить на этого Андрюшу или Валеру свою агрессию. И тут можно как-то тактично, даже в той же самой переписке от Деда Мороза объяснить ему, что он может сделать, чтобы ему не понадобился кинжал.

Людмила Ширяева, ведущая: Как правильно разговаривать по поводу дорогих подарков?

Диана Толкачёва, клинический психолог: Самое важное – не злиться на ребёнка по очень простой причине, потому что его желание – это его в первую очередь мечта, а не каприз, и в этом смысле важно мягко наставлять и объяснять, что, к сожалению, у Деда Мороза может не быть ресурса. Ребёнку нужно с этим столкнуться, это важный навык в жизни человека – понимать, что такое деньги.

Людмила Ширяева, ведущая: То есть отказ получить какой-то?

Диана Толкачёва, клинический психолог: Конечно, конечно. И получать отказ, и понимать, как распределяются ресурсы, в жизни ребёнку придется с этим столкнуться. Если он столкнется в дружественной атмосфере праздника при поддержке родителя, ему будет это принять намного проще.

Людмила Ширяева, ведущая: А если ребёнок не верит в Деда Мороза?

Диана Толкачёва, клинический психолог: Если он действительно перестал верить в Деда Мороза, я думаю, что ничего страшного. Это подарок от родителей. Но при этом при всем, все те ритуалы все еще можно сохранить. И веру в чудо, и в сказку.