В гостях у программы «Утро в Петербурге» Юлия Стрижак, директор Музыкального театра им. Ф. И. Шаляпина и Фабио Мастранджело, художественный руководитель Музыкального театра им. Ф. И. Шаляпина.

Василий Киров, ведущий: Когда он пел дома, все соседи пробирались в близлежащие комнаты, жители верхних этажей прижимались к полу, чтобы только услышать легендарный бас, потому что билеты на концерты Фёдора Шаляпина было не достать.

Ксения Бобрикова, ведущая: Но у петербуржцев в рамках фестиваля «Дар» есть прекрасная возможность насладиться шедеврами из репертуара великого русского баса уже 5 декабря в Государственной академической капелле на гала-концерте «Фёдор Шаляпин. Встречи на сцене».

Василий Киров, ведущий: Первый вопрос, наверное, хочется посвятить фестивалю, потому что он проводится впервые, и это действительно такое самое настоящее событие для нашего города, для культурной столицы. Поэтому расскажите, как он появился.

Юлия Стрижак, директор Музыкального театра им. Ф. И. Шаляпина: Вы знаете, мы носим имя Шаляпина уже больше года, мы, конечно, гордимся этим именем, и Фёдор Иванович, конечно, заслуживает того, чтобы в нашем городе появился фестиваль искусств имени Фёдора Шаляпина. Дело в том, что Шаляпин в своё время был известен так же, как Саре Бернар. Это были два самых мощных и самых высокооплачиваемых артиста, и сколько отдано в мир Саре Бернаром, и сколько французы делают для увековечивания памяти. Я считаю, мы в долгу перед Фёдором Шаляпиным, поэтому мы проводим фестиваль, называется он «Дар», в нашем логоцентричном театре, где очень много связано с литературой. Конечно, есть отсылки к набоковскому роману «Дар», Шаляпин был невероятно одарённым человеком. Он же прекрасно знал балет, поскольку был женат на Иоле Торнаги, знал и ценил балетное искусство. Он вместе с Горьким написал свою автобиографию, а потом написал ещё несколько книг, у него был литературный дар. Он был драматическим артистом, это отмечали Мейерхольд и Станиславский. И Станиславский свой метод знаменитый написал, между прочим, с Шаляпина. Он занимался живописью, Корвин его на это подсадил, он прекрасно рисовал. Он занимался скульптурой, это очень хорошие недилетантские работы. Мы бы хотели именно делать фестиваль искусств, чтобы у нас были и драматические спектакли, и балетные спектакли, и, конечно, очень много музыки. Поэтому балетный спектакль у нас уже был, это балет «Москва» из Москвы, драматический спектакль «Два огромных человека. Шаляпин и Горький» был на новой сцене. Замечательный спектакль. Да, гала-концерт.

Фабио Мастранджело, художественный руководитель Музыкального театра им. Ф. И. Шаляпина: И ощущение, что русская пословица одарённый человек во всём одарённый, может быть, родилась про Шаляпина.

Василий Киров, ведущий: Как можно раскрыть личность Шаляпина в балетном спектакле?

Юлия Стрижак, директор Музыкального театра им. Ф. И. Шаляпина: Во-первых, это один из лучших балетных коллективов Москвы, сейчас очень модный коллектив – балет «Москва», взял несколько масок. И для нашего фестиваля, это была серия одинаковых балетов, они сделали специальный балет памяти Шаляпина. Очень трогательная история любви Шаляпина и итальянской балерины Иолы Торнаги. Это первый брак Шаляпина.

Ксения Бобрикова, ведущая: Одним из главных событий фестиваля, конечно же, станет гала-концерт. Мы знаем, что оркестр «Северная симфония» и солисты театра подготовили специальную программу. Вот по какому принципу подбирался репертуар? Что мы услышим?

Фабио Мастранджело, художественный руководитель Музыкального театра им. Ф. И. Шаляпина: У нас такая точка зрения, конечно, для всех артистов, то ли они певцы, то ли инструменталисты, дирижёры и так далее, один важнейший момент в жизни — это, конечно, партнёрство с разными людьми на сцене. Поэтому мы приняли решение, что мы хотели именно такое зрение показать. И, конечно, здесь будут представлены дуэты, терцеты, ансамбли, и так далее. Да, есть тоже арии, допустим, есть знаменитая ария Мефистофеля из оперы Арриго Бойто. Почему? Потому что, естественно, есть известная история. Первый раз Шаляпин пел роль Мефистофеля в Ла Скале в Милане, там был Тосканини, естественно, может быть не видно напрямую, но это тоже партнерство. Там еще главный персонаж пел «Карузо», поэтому, конечно, вот воспоминания такие. Также жена Врубеля, поэтому мы представляем знаменитую арию «Царевны Лебедь», потому что мы знаем, настолько они были хорошо знакомы и, конечно, работали вместе с ней и так далее. Поэтому вот нам было интересно очень показать, и конечно, с нами, помимо всех солистов нашего театра, хора и симфонического оркестра, еще участвуют Александр Безруков, Мирослав Молчанов, который самый молодой, самый высокий тоже, у басов есть такая привычка быть очень высокими.

Василий Киров, ведущий: Я знаю, что сначала итальянская публика была очень скептически настроена к его появлению в Ла Скала.

Фабио Мастранджело, художественный руководитель Музыкального театра им. Ф. И. Шаляпина: Шаляпин знал, что это очень важный для его карьеры момент, поэтому он подготовился не меньше, чем с Сергеем Васильевичем Рахманиновым. Рахманинов его подготовил. Он играл на рояле, и, конечно, доставали его, потому что натура Шаляпина была чуть-чуть ленивая, скажем так. Он очень свободно пел, и Рахманинов настаивал, чтобы ритмически он следил за тем, что Бойто написал. И, конечно, это было спасением, потому что Тосканини, несмотря на то что звезда, сразу было всем понятно, даже он сказал, что никому не разрешает свободу, а вам чуть-чуть свободу дам. Это Шаляпину он так сказал. Поэтому он был почти безупречен.

Василий Киров, ведущий: На самом деле, очень интересно, как раз-таки вот в эту часть жизни заглянуть, и гала-концерт называется «Фёдор Шаляпин. Встречи на сцене». Будет ли как-то раскрыто то, что всегда остаётся за кулисами, может быть, тех самых встреч?

Фабио Мастранджело, художественный руководитель Музыкального театра им. Ф. И. Шаляпина: Мы хотели подчеркнуть, конечно, музыкальный аспект этих встреч, поэтому, конечно, это сопрано и бас, бас и дроссель. Другим басом мы представляем, например, из оперы «Дон Карлос» знаменитый дуэт Филиппа и Инквизитора. Это очень-очень сильнейший момент, потому что две сильные фигуры, которые встречаются и в жизни, и на сцене, и по музыке, и по личности, это просто будет как буря на сцене.

Юлия Стрижак, директор Музыкального театра им. Ф. И. Шаляпина: И, конечно, важно, что Шаляпин был не один, он был в окружении очень талантливых людей. Поэтому, конечно, расскажем о Надежде Ивановне Забела-Врубель, супруге Врубеля, известной певице, большой подруге и партнерше Федора Ивановича, и о Татьяне Любатович, в доме которой происходила свадьба Шаляпина. У нее же не было никакой своей квартиры, она предоставила свой дом, чтобы праздновать там свадьбу. Много будет интересных историй, так что «Встречи на сцене». Завершаем фестиваль, который мы проводим с некоммерческой организацией Фонд Возрождения Петербурга, это наш партнер, при горячей поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга, концертом, который называется «Шаляпин в роли Шаляпина». 17 декабря на новой сцене Александринского театра будет «Шаляпин в роли Шаляпина», музыкально- литературная фантазия, где семь прекрасных женщин, ансамбль «Сестра Петра», расскажут о том, как Шаляпин стал Шаляпиным, женский взгляд на его судьбу.