В гостях у программы «Утро в Петербурге» Владимир Бочаров, директор и художественный руководитель Санкт-Петербургского Театра глухих и Ангелина Белостоцкая, режиссёр спектакля.
Василий Киров, ведущий: Уверены, что авторы мюзикла по мотивам «Сказки о потерянном времени», который поставили в Санкт-Петербургском театре глухих для творческой труппы – это единственный жанр, который еще не освоил театр и первый проект совместно со слышащими людьми.
Ксения Бобрикова, ведущая: Премьера музыкального спектакля состоится 5 декабря на сцене театра фестиваля «Балтийский дом». О новых вызовах и особенностях проекта прямо сейчас поговорим далее.
Василий Киров, ведущий: Действительно, театр существует с 2016 года, репертуар невероятно большой. Но вот мюзикл и такой действительно творческий эксперимент появился впервые. Расскажите, как решились на мюзикл.
Владимир Бочаров, директор и художественный руководитель Санкт-Петербургского Театра глухих: Это уникальное явление, которое позволит погрузить в мир искусства на жестовом русском языке. Это является выразительностью. Во-первых, жестовый язык доступен для всех, независимо от слуха. Во-вторых, театр глухих и глухие люди, которые хотят донести до зрителя свою историю. И третье – отражение социальной актуальности наравне с инклюзией. Поэтому это искусство глухих понимают все. Кто мы ведь такие? Мы живем, вместе работаем в мире слышащих. Я очень счастлив, что такие люди нашлись, как Ангелина Белостоцкая, потому что она дочь глухих родителей. Она работает с нами много лет, знает прекрасно мир глухих, менталитет понимает. И поэтому музыку впервые мы показываем. У нас в репертуаре разные жанры. И это замечательно.
Ксения Бобрикова, ведущая: В музыкальном спектакле важную роль играет музыка. Скажите, пожалуйста, Ангелина, как донести ее до неслышащего зрителя?
Ангелина Белостоцкая, режиссёр спектакля: У глухих и слабослышащих есть такое уникальное искусство, которое называется жестовое пение. Это когда люди поют руками в такт музыке. Каждое слово, то есть если мы тянем голосом, они тянут руками. То есть интонацию они передают с помощью рук.
Василий Киров, ведущий: То есть и музыкальный язык тоже, в общем-то, можно передать тем самым именно музыкальным жестовым языком, получается. Невероятно. Мы эту историю знаем еще из детства, из школьной программы. Можно ли назвать, что спектакль не только для детей, а все-таки для всей семьи тоже будет полезен?
Ангелина Белостоцкая, режиссёр спектакля: Вы знаете, на самом деле у нас получилось, что как будто и про взрослых эта история. Мы, когда начали работать над спектаклем, вообще у нас началась такая гонка со временем, которой никогда не было. Мы играли на перегонки, чтобы успеть поставить. И спектакль получился философским на самом деле, где мы рассуждаем о том, что такое время, как его тратить, на что его применять. Как-то так.
Ксения Бобрикова, ведущая: А вот как вы визуально решили представить этот мюзикл? По картинкам?
Ангелина Белостоцкая, режиссёр спектакля: С нами работает слышащая художница. Мы очень рады такому сотрудничеству, потому что костюмы – это одна из фишек спектакля. Спасибо ей большое, что она с нами работает. У нас не волшебники злые, у нас хранители времени. В процессе постановки выяснилось, что это час, минута и секунда, и что у них есть главное их время. Но тут приходит новое время, и собственно, начинается весь процесс спектакля.
Василий Киров, ведущий: Вот действительно процесс подготовки спектакля – это всегда самое интересное, что зритель не видит. Какой промежуток времени может занять процесс от задумки до реализации? И как этот процесс реализован?
Владимир Бочаров, директор и художественный руководитель Санкт-Петербургского Театра глухих: Я понимаю прекрасный мир глухих. Все очень просто. Ничего сложного нет. У глухих нет слуха. С помощью участников, диктора, переводчика, и даже зрители не понимают, слышат актёры или не слышат. Мы были в Калининградской области на гастролях, телевизионных театрах. И зрители не поняли, что актёры глухие играют. Поэтому у нас это безграничные возможности. И мы с помощью сурдопереводчиков, дикторов, актёров, как Ангелина, Ангелина помогает в озвучке. Нет никаких тайн. Это у нас такая работа, любое решение можно найти, всегда договориться.