В гостях у программы «Утро в Петербурге» Илья Овчинников, организатор хакатона «Спутник», специалист по космическим аппаратам, организатор конкурсов по космонавтике для школьников.

Людмила Ширяева, ведущая: Космос на этой неделе стал ближе, чем кажется. Начиная с этого дня и по 22 ноября в Петербурге сразу на нескольких площадках проходит 9-й Всероссийский форум космонавтики и авиации «Космостарт». Во времена детства наших родителей едва ли не каждый мечтал повторить подвиг Юрия Гагарина, первого космонавта планеты.

Николай Растворцев, ведущий: 90-летие, со дня его рождения мы отмечаем в этом году. А что же нынешнее молодое поколение? Стремятся ли школьники пилотировать космические корабли? Знают ли, сколько по времени занял первый полет? Смогут ли сконструировать модель спутника? Ответы на эти и другие вопросы знает наш эксперт. Мы знаем, что вы специалист по космическим аппаратам. И вот глядя сегодня на новое поколение, вы чувствуете какую-то конкуренцию, что завтра они вырастут, станут вашими коллегами? Или, наоборот, может быть, не видите какого-то колоссального интереса ребят к космосу? Как это было, например, в поколении наших родителей.

Илья Овчинников, организатор хакатона «Спутник», специалист по космическим аппаратам, организатор конкурсов по космонавтике для школьников: Мне кажется, если раньше стремились и хотели полететь в космос, то сейчас стремятся что-то самим сделать, реализовать, сконструировать, организовать какой-нибудь стартап, компанию, которая будет решать какие-то задачи. Сейчас у нас в стране колоссальное количество конкурсов и форумов проводятся, где школьникам предоставляется возможность реализовать себя. Это робототехника космическая, это спутники. Есть программа всероссийская, которая позволяет школьникам участвовать в создании спутников. И вот когда на таких форумах, как «Космостарт», в разных городах космических это проходит, дети прикасаются, общаются со специалистами отрасли, они сразу начинают понимать, чего они хотят.

Людмила Ширяева, ведущая: Как раз сегодня вы будете следить за тем, как ребята собирают спутник. И мы знаем, что это пока ненастоящий спутник, он пока в космос ни в какой не полетит. Но тем не менее, насколько это сложный процесс? А главное, ищете ли вы среди этих конструкторов тех, кто в будущем уже создаст новые передовые модели?

Илья Овчинников, организатор хакатона «Спутник», специалист по космическим аппаратам, организатор конкурсов по космонавтике для школьников: Конечно, мы ищем. То есть, на самом деле, мы, мои коллеги, организаторы, преподаватели – все заинтересованы, чтобы дети пособирали конструкторы формата кубсат. Это такой международный стандарт спутника, который можно и отверткой пособирать, и попрограммировать, и попридумывать какую-то миссию, эксперимент на борту. И, конечно, когда мы такое проводим, хотим, чтобы они потом остались в этом направлении, и нам интересно, чтобы это в них самих развивалось, чтобы они учились 3D моделировать, конструировать, программировать. Вот и на хакатоне, который сегодня начнется. То есть у нас несколько школ Санкт-Петербурга, в которых есть оборудование, есть конструкторы учебные, где проводятся занятия по космонавтике.

Николай Растворцев, ведущий: То есть это все не на пальцах? Насколько приближена эта модель?

Илья Овчинников, организатор хакатона «Спутник», специалист по космическим аппаратам, организатор конкурсов по космонавтике для школьников: Я со своими друзьями, коллегами делаю эти конструкторы, я отвечаю, что это очень приближено, очень близко к реальности. Потому что у нас даже есть такие аппараты, мы в стратосферу на 23 километра запускаем на шаре, где вакуум, где минус температура, контраст большой. И управлять им надо дистанционно, как реальным космическим аппаратом. И у нас школьники, собираясь на соревнованиях, собираясь в своих кружках, они могут даже управлять космическими аппаратами, которые не являются какими-то суперзначимыми для федерального значения, а учебными являются. То есть сейчас это все настолько на кончиках пальцах близко, что даже хочется позавидовать. То есть реально искренне завидуешь, потому что даже 10 лет назад, когда я в институте учился, 15 лет, когда заканчивал школу, у меня таких возможностей не было, как у них сейчас.

Николай Растворцев, ведущий: Почему, на ваш взгляд, ребята больше хотят конструировать, а не лететь? Связано ли это с тем, что новое поколение может быть более прагматичным?

Илья Овчинников, организатор хакатона «Спутник», специалист по космическим аппаратам, организатор конкурсов по космонавтике для школьников: Они хотят здесь, сейчас, они хотят быстро. И многие молодые компании, которые основаны ребятами, даже студентами или только-только выпускниками, они видят практический результат. Они видят, что они могут повлиять на текущую ситуацию. Потому что космонавты – это, наверное, ближе к ученым, которые готовы в долгую, готовы посвятить себя, не понимая, что там ждет тебя впереди. Ученый не знает, когда совершится его открытие, то же самое и у космонавта, он не знает, когда окажется в полете, и что будет с ним.

Людмила Ширяева, ведущая: Конечно же, даже тот, кто не следит за космической темой, прекрасно знает о достижениях и подвигах наших зарубежных западных партнеров, не будем произносить названий. Как вы чувствуете, близится ли то время, когда в России появятся свои светила в этой области, которые создадут многоразовые запускаемые, садящиеся космические корабли? То есть растет ли сейчас поколение тех, кто действительно скажет новое слово в космическом строении и, соответственно, в путешествиях к Марсу?

Илья Овчинников, организатор хакатона «Спутник», специалист по космическим аппаратам, организатор конкурсов по космонавтике для школьников: Возможностей сейчас стало больше. То есть, если несколько лет назад копнуть, мы все-таки действительно сильно отставали. Сейчас мы отстаем, это и признает руководитель Роскосмоса, у нас есть к этому причины. Но какой сейчас бум происходит в космическом инженерном образовании. То есть реально в разных регионах, вне зависимости космический это регион или не космический, есть оборудование, есть школы, проводятся какие-то мероприятия, где можно собрать всех интересующихся детей в одном месте из всех регионов страны и показать им, научить, дать ключевые навыки, компетенции, чтобы потом они сами плюнули на все и сказали, что я сейчас сделаю лучше. Потому что буквально 15-20 лет назад они рождались еще на старой школе, а сейчас происходит переобновление, и техника меняется, и мы видим, что соответственно за рубежом происходит, как часто, и это мотивирует, подстёгивает. Это тоже своего рода стимул не отставать, а наоборот, задавать моду.