В гостях у программы «Утро в Петербурге» Дарья Пойманова, эксперт по развитию мозга.

Людмила Ширяева, ведущая: Смотреть телевизор и параллельно зависать в смартфоне очень вредно. К такому выводу пришли ученые. Даблскринвотчинг так называется эта черта современного молодого поколения, не самая плохая, но и не самая полезная.

Николай Растворцев, ведущий: Мультиэкранирование или двойной просмотр способствует многозадачности, разделяет внимание пользователя и, конечно же, не может не оказывать воздействия на молодых людей.

Людмила Ширяева, ведущая: Мы пригласили в студию эксперта по развитию мозга, чтобы узнать, каким образом одновременный просмотр ТВ и смартфона может сказаться на деятельности мозга.

Николай Растворцев, ведущий: Так ли плохая эта многозадачность, которая с древнеримских времён преследует нас всех?

Дарья Пойманова, эксперт по развитию мозга: Если конкретно про Гая Юлия Цезаря говорить, то есть версия, что он просто не очень любил гладиаторские бои, которые были столь популярны в Древнем Риме, и во время их просмотра занимался другими делами. А чтобы не обижать подданных, говорил, что он просто успевает делать несколько дел одновременно.

Людмила Ширяева, ведущая: Использование смартфона, в это время просмотр ТВ, как считают исследователи, разделяет внимание пользователя, человека. Но у меня вопрос. Сложнейшее устройство – мозг. Вот неужели это для него так сложно? Ведь это даже может быть в какой-то момент воспринято как дополнительная зарядка, например.

Дарья Пойманова, эксперт по развитию мозга: Если недолго, скажем так, делать эти действия одновременно, то ничего страшного не будет, но если постоянно по несколько часов в день ребенок, подросток или взрослый занимается даблскринвотчингом, то вырабатывается привычка постоянных переключений. А мы же знаем, как формируются нейронные связи, то, что мы делаем постоянно, этот паттерн поведения закрепляется, и мы привыкаем постоянно отвлекаться, когда нам нужно изучить сложный текст, документ, учебник, просто не хватает концентрации глубоко погрузиться и очень сложно с изучением сложных предметов.

Николай Растворцев, ведущий: Это касается только экранов? Или, в принципе, нашей жизни? Поскольку, например, мы часто готовим и разговариваем по телефону, ведем машину и смотрим по телефону или проверяем навигатор, что, в принципе, нужно в этот момент, но ты разделяешь свое внимание на две половинки. Это не только касается телевизора и экрана?

Дарья Пойманова, эксперт по развитию мозга: Конечно, конечно. Здесь можно, наверное, говорить о том, что, если мы делаем какое-то автоматическое действие, например, идем по дороге и разговариваем по телефону, ходьба доведена до автоматизма. В этом случае можно говорить о разделении внимания, именно когда мы удерживаем два объекта во внимании одновременно, на ходьбу, на автоматическое действие минимум внимания.

Людмила Ширяева, ведущая: О последствиях вы сказали, о том, что мы теряем способность концентрироваться. А вот если говорить о возрасте, если брать молодежь, например, дошкольный возраст. На что обратить внимание родителям? На время, проведенное у экранов?

Дарья Пойманова, эксперт по развитию мозга: Конечно, чем раньше родители начнут обращать внимание, тем лучше и в дошкольном возрасте, и в младшем школьном. Ведь как формируется привычка? Лучше сформировать полезную привычку с детства, в чем могут помочь родители, чем потом пытаться сформировать новую, изменить ее. Особенно у подростка, как мы знаем, у подростка уже авторитет не родители, а одноклассники и социальное окружение.

Людмила Ширяева, ведущая: То есть, если смотрит мультик, планшет, например, убираем?

Дарья Пойманова, эксперт по развитию мозга: Убираем, да.

Николай Растворцев, ведущий: Можно ли считать это неким приобщением к мультизадачности?

Дарья Пойманова, эксперт по развитию мозга: Вы знаете, на самом деле много исследований на эту тему, которые показывают ухудшение памяти, запоминание информации при вот такой мультизадачности, ухудшение и психологических, и когнитивных функций. Но пока недостаточно фундаментальной базы, чтобы были даны рекомендации на уровне правительства по корректировке этой ситуации. Мне кажется, это будет.

Людмила Ширяева, ведущая: Мы все знаем, насколько сейчас популярны форматы коротких видеороликов, когда картинка меняется постоянно. Кстати, не только дети, но и взрослые люди постоянно смотрят эти ролики. Каким образом эта смена влияет на восприятие ребенка, на формирование его нейронных связей?

Дарья Пойманова, эксперт по развитию мозга: Здесь принцип примерно тот же. Переключение внимания, что между экранами, что между видеоконтентом коротким в одном устройстве. Это суть того, что ты не концентрируешься долго, постоянно потребляешь новый контент, и вырабатывается привычка этого быстрого дофамина, что все время нужна какая-то новизна. Таким детям, считают исследователи, потом сложно доводить до конца большие проекты, заниматься какой-то серьезной научной работой, и так далее, потому что хочется постоянно быстрого результата и быстрой новизны, которая подпитывается видеороликами с детства.

Людмила Ширяева, ведущая: А что делать?

Дарья Пойманова, эксперт по развитию мозга: Конечно, избежать совсем не получится в нашем цифровом мире, но вводить семейные детоксы, например, вечером на 2-3 часа всем сдавать телефон, проводить время за настольными играми, беседовать, просто отдыхать, слушать музыку, читать книги, гулять. Просто вводить не только цифровой досуг.