В гостях у программы «Утро в Петербурге» Антон Танонов, художественный руководитель фестиваля и Андрей Долгов, художественный руководитель и дирижёр оркестра национальных инструментов «Терема».
Василий Киров, ведущий: Как обещали, будем говорить о музыке. А музыка – это подслушанные крики времени – сказал однажды Альфред Шнитке. И не согласиться с великим гением просто невозможно. Вся его жизнь и музыка являлись самым настоящим концептуальным экспериментом. Одни, например, его пытались запрещать, а другие, напротив, считали эталоном современного звучания.
Ксения Бобрикова, ведущая: Принято считать, что за свою жизнь он написал 10 симфоний, хотя последняя девятая была написана незадолго до смерти. Человек-загадка, как про него можно смело сейчас сказать. 24 ноября исполняется 90 лет со дня рождения маэстро. И в нашем городе накануне стартовал Всероссийский фестиваль современной музыки, посвященный юбилею выдающегося композитора.
Василий Киров, ведущий: Вот для вас вообще насколько загадочна его фигура? Потому что музыка у него весьма загадочна.
Антон Танонов, художественный руководитель фестиваля: Альфред Шнитке любил играть не по правилам во всем, что касается сочинения музыки. Поэтому его музыка всегда производила эффект такой разорвавшейся бомбы. То есть все писали непонятную атональную музыку с большим количеством диссонансов, и он вдруг взял и стал использовать стилистику Баха. Неожиданно менять внутри одного произведения эпохи. И для своего времени это был прорыв. Хотя сейчас понятно, где он вдохновлялся. Это, конечно же, театр и кино. И как раз с кино он очень много экспериментировал. И то, что ему запрещали в концертных залах, он прекрасно реализовал в саундтреках.
Ксения Бобрикова, ведущая: Андрей, с музыкальной точки зрения для вас в чем новаторство Шнитке?
Андрей Долгов, художественный руководитель и дирижёр оркестра национальных инструментов «Терема»: Безусловно, в том, что соединение этих стилей разных, эклектика. Так как у нас и называется фестиваль, и в нашем концерте, который будет завтра в Петербурге, наши инструменты народные, соединенные с гением Шнитке, это будет свежо и интересно.
Василий Киров, ведущий: Еще заявлено, что на фестивале будут звучать произведения современных российских композиторов, но в стилистике Альфреда интерпретации?
Антон Танонов, художественный руководитель фестиваля: Да, это своего рода продолжение и эволюция его техники. То есть ни в коем случае эти композиторы не будут стилизовать под Шнитке, потому что это невозможно. Гений Шнитке помножен на гений Баха, тут не угнаться. Но, с другой стороны, его техника, то, что тогда было эксклюзивом, сейчас является мейнстримом. Очень многие композиторы в одном произведении соединяют рок, джаз, барокко и одновременно современную музыку. И как раз у нас будут присутствовать авторы из Москвы, Артём Ананьев из Екатеринбурга, Александр Пантыкин и наши петербургские композиторы, которые работают в поле стилистики, тоже будут представлены на фестивале.
Василий Киров, ведущий: Как я уже сказал, музыку Шнитке кто-то считает невероятно сложной. Вот, если говорить о репертуаре всего фестиваля, есть ли, может быть, советы для тех, кто уже является продвинутым пользователем и слушателем музыки? А кто, может быть, для себя захочет открыть впервые после нашего эфира, в том числе. Вот, как быть здесь? Какие произведения?
Антон Танонов, художественный руководитель фестиваля: Я бы рекомендовал обязательно посетить концерт, который состоится завтра в Театре ЛДМ «Новая сцена», где будет эклектика, помноженная на эклектику. Потому что Шнитке для русского народного оркестра будет очень смелый эксперимент. И собственно говоря, если вы хотите в необычном ракурсе прикоснуться к музыке Шнитке, приходите завтра. А 24 ноября, когда будет день рождения маэстро, у нас будут звучать в Дубовом зале Союза композиторов Санкт-Петербурга только произведения Шнитке в исполнении ведущих творческих коллективов Петербурга. А 28 ноября состоится концерт концертов в «Яане Кирик» концертном зале, и там прозвучит концерт фортепианной музыки Шнитке в исполнении нашего замечательного солиста филармонии Николая Мажара, и мой скрипичный концерт в исполнении солиста филармонии Михаила Крутика. То есть в данном случае панорама очень большая.