НАТАЛЬЯ КОВАЛЕНКО, директор Историко-культурного музейного комплекса в Разливе:
Первые 8 лет своей жизни я прожила в коммунальной квартире на канале Грибоедова недалеко от Казанского собора, в центре города. Мы в детстве были самостоятельные, мы ходили на Сенную площадь, на рынок или гуляли по центру. Мрамор, гранит, архитектура — это среда, в которой я сформировалась. Поэтому я приняла решение пойти на искусствоведческий.
Я пошла работать с 17 лет, пришла в Музей истории города. Это первая работа, которую я искала, я больше никуда не подавала свою резюме, так скажем. Я не задумывалась над тем, насколько это престижно или не престижно. Мне это было нужно, мне это было интересно. Я даже была на приёме у директора. И вот там, я помню, был интересный случай. Он спросил, чем бы вы хотели заниматься. А я говорю: «Ну, к сожалению, я просто не знаю, какие есть должности и чем можно заниматься в музее». Он говорит: «Ну вот кем бы вы хотели стать в музее?» Я говорю: «Как кем? Директором!»
На некоторых картах эта заводь отмечена как озеро Ленина. Местные называют Жучкой. Наверное, это связано с тем, что раньше переулок носил имя Жукова, переименованного в честь основателя нашего музея Николая Александровича Емельянова, того самого человека, который 100 лет назад скрывал здесь Владимира Ильича Ленина.
Когда меня пригласили сюда на работу, конечно, я была очень удивлена. Я была молода, только недавно получила диплом и, конечно, я испугалась. Потому что в 26 лет взять серьёзное хозяйство, которое требовало больших эмоциональных и физических вложений, было достаточно рискованно. Но я увидела для себя некую почву для создания музея таким, каким вижу его я.
У нас здесь не было экскурсоводов, не было научных сотрудников, не было фондов. Первым делом была задача привести в порядок экспозицию и показать бытовые стороны жизни Сестрорецка. Вот это вот швейная машинка моей бабушки, прекрасная салфеточка моей бабушки, вот это зеркало моей бабушки. Потому что я пришла и сроднилась с этим музеем. И столько надо было сделать! Такое небольшое «обуючивание», то есть добавить жизнь! Законсервировали лестницу, ведь лестница — это единственный свидетель, точно совершенно, пребывания Ленина и Зиновьева здесь. Потому что они жили на сеновале. Отношения меняется, меняется благодаря тому, что эта история становится всё дальше и дальше. К нам приезжают разные люди. 50% тех, которые относятся к Ленину в рамках ностальгии о своей юности, для них «Шалаш» — это воспоминание, как их принимали пионеры, кто-то приезжал в «Шалаш» после свадьбы. И другие — это мои ровесники, люди, желающие определиться со своим мнением о том периоде. И мы хотим, чтобы это была современная экспозиция, которая нашла бы отклик в душах именно современных людей и даже более молодого поколения.
Для всех Санкт-Петербург он свой, и это огромный город. И история есть в его пригородах, богатая, интересная. Сестрорецк — он удивительный, обособленный, и я очень рада что у меня судьба свела с этим городом. Он сам делится со мной своей историей через архитектуру, через людей, через эмоции. И всё это я хочу показать и рассказать другим людям.
«Я увидела возможность создать музей таким, каким вижу его я». Петербургский портрет: Наталья Коваленко, директор Историко-культурного музейного комплекса в Разливе:
18 ноября , 07:45