ТАТЬЯНА ПАВЛЫЧЕВА, корреспондент:
Воспитать детей – возможно, одна из сложнейших задач в жизни взрослого человека. Избежать при этом ошибок – крайне трудно, но попытаться – определенно стоит, например, обратив внимание на то, что вы говорите своему чаду, ведь иной раз слово действительно может ранить. Разберем некоторые некорректные фразы, которые зачастую используют родители, и то, как это может повлиять на формирование психологических установок у ребёнка.
ДАРЬЯ ГРАНКИНА, психолог:
Если мы говорим о формировании установок внутренних человека, которые в будущем влияют на его самооценку, то нас интересует в данном случае возраст 3 лет, 7 лет и 13 лет. Это наиболее уязвимый период. В эти возрастные кризисы родителям нужно быть особенно внимательными и бережными к тем словам, которые они говорят своим детям.
1. Я НИЧЕГО НЕ МОГУ СДЕЛАТЬ КАК СЛЕДУЕТ
Представим, например, такую ситуацию: дочь проявила инициативу и решила как следует вымыть всю посуду. Но на тарелке частично остались следы. И реакция мамы:
У тебя из какого места руки растут?
ДАРЬЯ ГРАНКИНА, психолог:
«Ну откуда у тебя растут руки», «Ну что ж ты, горе мое луковое», «Ничего сделать нормально не можешь», «Вообще уже не трогай!». Дело в том, то такими фразами мы отбиваем совершенно инициативу у маленького человека что-то делать. Весь этот набор фраз может привести к установке: «Я ничего не могу сделать достаточно хорошо». И что в будущем может привести человека к инфантильной позиции, и он просто не будет брать ответственность за какие-то свои действия, за свои возможности, будет их упускать.
Психологи советуют: если ребёнок и допускает какую-то ошибку, в любом случае следует похвалить его за старание, отметить, что была проделана большая работа, и только затем, в мягкой форме, указать на недочёты и объяснить, как лучше их исправить.
2. Я НЕ МОГУ ПРАВИЛЬНО ДУМАТЬ
Аналогично не следует пытаться пристыдить свое чадо за неточность, неправильный поступок или неверное суждение фразой:
Ну ты вообще соображаешь, что ты сейчас сделала? либо Ты вообще соображаешь, что делаешь?
Которая в будущем, как и реплики вроде «Да что ты в этом понимаешь», «Ты что, самый умный», может привести к формированию установки: «Я не могу правильно думать».
ДАРЬЯ ГРАНКИНА, психолог:
Если вы хотите вырастить самостоятельно думающего человека, нужно наоборот форсировать общение в формате: «Расскажи, что ты думаешь об этом расскажи, как тебе кажется».
3. Я НЕ ДОЛЖЕН ВЫРАЖАТЬ СВОИ ЧУВСТВА
Эмоции, особенно детские — вещь тонкая, и иногда не все родители способны на них правильно отреагировать. Например, когда ребёнок расстроен, плачет, привести его в чувство некоторые взрослые пробуют фразами:
Ну что ты нюни распустила? Возьми себя в руки! Ты же уже большая девочка…
ДАРЬЯ ГРАНКИНА, психолог:
Они могут привести к установке: «Я не должен выражать свои чувства». Причём по разным причинам. Первая причина: я могу испугать родителей, либо к установке, что я не могу их выражать, — ну потому что это неправильно, потому что действительно сколько мне лет, да и чего я правда нюни распустила, как бы это небезопасно для меня. Это может вызывать у человека тревожное состояние Человек, который не умеет проявлять свои эмоции — это невротик. Потому что вместо того, чтобы выдать это вот сюда, он засовывает все обратно. Вообще обязанность родителя контейнировать эмоции ребёнка: когда ребёнок принес какую-то свою эмоцию тебе, взрослому человеку, и ты просто спокойно выслушал без осуждения, ты принял это.
ТАТЬЯНА ПАВЛЫЧЕВА,корреспондент:
Слово – не воробей. Вылетит – не поймаешь; но если вы поймали себя на том, что употребили в отношении ребенка некорректные фразы, – извинитесь перед ним и главное – напомните о своей безусловной любви к нему.