В гостях у программы «Эрмитаж: говорим и показываем» Любава Чистова, научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа, куратор выставки.

Михаил Спичка, ведущий: Совсем недавно состоялось очередное взятие Зимнего дворца. На сей раз с произведениями графического искусства. Там открылась экспозиция «Disegno», итальянские гравюры и рисунки эпохи Ренессанса и Маньеризма. Об этой выставке мы говорим с её куратором, научным сотрудником отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа. Я думаю, что вначале следует сказать, что эта выставка посвящена памяти Аркадия Ипполитова, хранителя итальянской гравюры. Рядом с экспонатами размещены цитаты из его текстов. Как зависит судьба той или иной музейной коллекции, в данном случае итальянской гравюры, от личности ее хранителя?

Любава Чистова, научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа, куратор выставки: Хранитель передает и коллегам, и зрителям свое видение этого искусства. Таким образом, люди смотрят отчасти на коллекцию глазами хранителя. И у Аркадия Викторовича было это особое видение. Он смотрел на гравюры Ренессанса и Маньеризма как на современное искусство. Для него ни границы, ни история искусства не прерывалась, не было ни провалов, ни революции, просто художники, маньеристы, современные художники, и это передавалось всем, кто с ним общался и видел его проекты.

Михаил Спичка, ведущий: Вы также к этому относитесь?

Любава Чистова, научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа, куратор выставки: Нет, я сугубо исторически к нему отношусь, для меня всё-таки есть очень большая дистанция.

Михаил Спичка, ведущий: Итальянское слово «disegno», которое вынесено в её заглавие, отсылает нас к слову «дизайн». Так ли это?

Любава Чистова, научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа, куратор выставки: Да, близко. «Дизайн» попал к нам из английского в начале XIX-XX веке – на рубеже. А в английский он попал из итальянского. То есть у этих слов общий предок, и общий смысл сохранен. То есть, когда мы говорим «дизайн какой-то вещи» или «дизайн проекта», мы имеем в виду общую идею, общую концепцию. И применительно к рисункам, к изобразительному искусству, «дизайн» означает то же самое. Это и термин, и просто слово на итальянском языке, которое нам понравилось. Мы его взяли.

Михаил Спичка, ведущий: По-итальянски «disegno» – это рисунок. Для многих из нас Возрождение – это прежде всего живопись, возможно скульптура, архитектура. Какую роль в развитии ренессансного искусства играли рисунок и гравюра?

Любава Чистова, научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа, куратор выставки: Рисунок – это то место, где первые идеи воплощались. Там, где мысль художника обретала первые очертания, первые формы. И если рисунок – это поле для экспериментов, где художник более свободен, то гравюра – это место, где он законченные образцы уже передавал. И так они распространялись среди коллег и среди аудитории. В общем, самое начало, самая точка, как бы появления этого искусства.

Михаил Спичка, ведущий: Что является в гравюре оригинальным произведением?

Любава Чистова, научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа, куратор выставки: Все оттиски с оригинальной доски являются оригиналами. Тут не следует путать разницу между рисунком и гравюрой, художественную ценности коллекционерскую. Представьте, что вы оперный певец, и вы можете петь для самого себя или для своих друзей, а можете петь для огромного количества людей на площади. Ценность ваша художественная, ваша песня как бы не меняется. Она прекрасна и так, и этак, но вот именно эту коллекционерскую ценность добавляет редкость, но не художественную. И мы рады, что в нашей коллекции есть очень много гравюр, и мы все можем их показать.

Михаил Спичка, ведущий: Если я где-то раздобуду оригинальную печатную доску XVI века и сделаю с неё оттиск. Этот оттиск какой может иметь статус?

Любава Чистова, научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа, куратор выставки: Он будет иметь статус оригинала, но оригинала ХХ века. Если вы будете создавать для неё подпись, там будет стоять автор доски, Рембрандт или Раймонди, но дата будет ХХ века. И вас, конечно, спросят, почему он жив ещё в ХХ веке, вы им объясните.

Михаил Спичка, ведущий: Примерно где-то в одно время с итальянскими мастерами севернее творил великий немецкий художник и гравёр Альбрехт Дюрер. Его манера каким-то образом перекликается с итальянцами?

Любава Чистова, научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа, куратор выставки: Да, на нашей выставке есть особый зал, посвящённый Венеции. Там представлены венецианские мастера, например, Кампаньола, на которого северная школа очень повлияла. Это мастер-пейзажист, и в нём видно другое понимание природы. Он даже концентрируется больше на природе, а не на человеческих телах. Ну и в целом на Раймонда тоже повлияло, Раймонд копировала работу Дюрера, но на этой выставке копии Дюрера не представлены.