В гостях у программы «Утро в Петербурге» Мария Коргожа, доцент кафедры клинической психологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета.

Ксения Бобрикова, ведущая: Сейчас хочется поговорить о психосоматике. Вот давно известно, а в XX веке уже и подтверждено научно, что психологические неурядицы становятся причиной телесных недугов. Особенно эта взаимосвязь ярко выражена у детей и подростков.

Николай Растворцев, ведущий: Сегодня в нашей постоянной рубрике «Большие вопросы о маленьких» мы будем разбираться в психосоматических причинах болезни подростков. По статистике такие недуги наблюдаются у 10-40% детей, обращающихся за медицинской помощью.

Ксения Бобрикова, ведущая: Какие на сегодняшний день можно выделить самые распространенные психосоматические заболевания у подростков?

Мария Коргожа, доцент кафедры клинической психологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета: Конечно, в современной медицине этот список весьма и весьма обширный, но некоторые из них – это сахарный диабет второго типа, артериальная гипертензия, это атопический дерматит, некоторые виды функциональных нарушений работы желудочно-кишечного тракта и нарушения пищевого поведения в целом, некоторые виды головных болей и так далее. Список действительно большой. Но, что важно, понимать, чем отличается психосоматическое расстройство от другого заболевания, тем, что симптомы их проявления часто идут вразрез с результатами медицинских анализов, медицинского обследования. И проявление может быть как приходящим, так и уходящим.

Ксения Бобрикова, ведущая: Подождите, вы сказали сахарный диабет второго типа, но там анализы всё покажут, уровень глюкозы. При этом это может быть психосоматика?

Мария Коргожа, доцент кафедры клинической психологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета: Конечно, пусковым механизмом может быть психологический фактор, и в этом, конечно, разбираются врачи, выделяя долю психического и соматического фактора и сочетания этих двух.

Николай Растворцев, ведущий: По каким признакам родитель может или должен понять, что нужна помощь специалиста? И к кому идти? Может быть, стоит начать с другого конца лечения?

Мария Коргожа, доцент кафедры клинической психологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета: Прежде всего, конечно же, если ребёнок жалуется на плохое самочувствие, нужно обратиться к врачу. Конечно, иногда бывает сложно понять, что первичное, а что вторичное, к какому врачу идти. В этом случае можно предложить родителям обратиться к широкому специалисту, это к педиатру, который точно сможет понять, нужна ли здесь консультация какого-то профильного специалиста и, собственно, может дать направление к этому специалисту. Может быть эндокринолог, невролог. Например, если у ребёнка часто болит голова, причины могут быть совершенно разные. И именно педиатр будет тем первым специалистом, который сможет сориентировать, к кому нужно обратиться.

Ксения Бобрикова, ведущая: Пришли с ребёнком к врачу, и педиатр, осмотрев, сделав все анализы, говорит, что нужно всё-таки обратиться к специалисту другого профиля, к клиническому психологу или психиатру. Я не открою Америку, что до сих пор у нас есть страх обращения к врачам данной специальности. Скажите, пожалуйста, в каких случаях действительно могут поставить на учет? И что этот учет может дать в дальнейшем для подростка?

Мария Коргожа, доцент кафедры клинической психологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета: Конечно, для начала очень важно сказать, что современная медицинская помощь, направленная на сохранение поддержки психического здоровье ребенка ни в коем случае не стремится его стигматизировать. То есть попал единожды на прием психиатру, теперь всю жизнь с каким-то маркером идешь. Ни в коем случае, но важно сказать, что, как у любого другого заболевания, у нарушения психического здоровья есть своя тяжесть и длительность течения. И если, например, у ребенка есть какие-то кратковременные жалобы, своевременная точечная симптом-ориентированная помощь психиатра может в короткие сроки облегчить состояние ребенка. И никакое длительное лечение, наблюдение, учет не нужен совершенно, и помощь может быть эффективна.

Ксения Бобрикова, ведущая: А если все-таки психиатр решил понаблюдать такого ребенка, ставит его на учет. Чем это чревато в будущем? Все же боятся, что потом ты ни в ВУЗ не поступишь, работу нормальную не найдешь. Или это всё мифы? Есть врачебная тайна?

Мария Коргожа, доцент кафедры клинической психологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета: С позиции клинической психологии, конечно, это мифы. Потому что, если есть заболевание, оно поддающееся лечению, то, конечно, психиатр, когда оказывает непосредственно необходимую помощь, то диагноз в итоге снимается. Ребёнок здоров, это не отражается на его дальнейшей жизни.

Николай Растворцев, ведущий: А как вообще происходит лечение психосоматических расстройств? Где происходит терапия? Это амбулаторно? В стационаре?

Мария Коргожа, доцент кафедры клинической психологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета: Опять же, повторюсь, всё зависит от тяжести заболевания, от длительности его течения, от динамики состояния ребёнка. Как правило, сейчас приветствуется комплексный подход – это сочетание разных видов психотерапии и приём медикаментов. Варианты могут быть разные. Это и стационарное, и амбулаторное наблюдение. Но чаще всего это амбулаторное наблюдение ребёнка.

Ксения Бобрикова, ведущая: А сколько может занимать такая терапия? Потому что, вот я знаю по некоторым своим знакомым, они к психологу ходят годами. Тоже можно вот так долго ходить и наблюдаться? И вообще может быть рецидив?

Мария Коргожа, доцент кафедры клинической психологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета: Лечение может занимать от нескольких недель до нескольких месяцев, опять же, в зависимости от тяжести, как ребенок реагирует на предложенное ему лечение. И рецидивы, конечно же, могут быть, но, если помощь была оказана своевременно и результаты лечения были достигнуты, то это минимизирует риск рецидива в будущем.

Ксения Бобрикова, ведущая: И опять же, подросток уже понимает, что один раз ему помогли, значит, надо сразу же идти к этому специалисту.

Николай Растворцев, ведущий: О профилактике в финале хотели вас спросить. Как предотвратить? Ведь предотвращать всегда легче, чем бороться с последствиями. На что нужно обратить внимание родителям?

Мария Коргожа, доцент кафедры клинической психологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета: Прежде всего, конечно же, важно снижать уровень повседневного стресса, если это возможно. Наверное, такой основной момент, что родителям нужно обратить внимание на сбалансированность повседневной нагрузки ребёнка. После интенсивных занятий в школе, во внеучебной деятельности у ребёнка должно было время и возможность восстановить свои силы, отдохнуть. Нужна, конечно, сбалансированность питания, режима дня и отдыха, и, конечно, психологический климат в семье. У ребенка должно быть время и пространство, где он может свободно, открыто отразить все свои эмоции, переживания, и чтобы среди повседневных дел в семье находилось время и место для теплого эмоционального общения с близкими.

Николай Растворцев, ведущий: Есть родители, которые считают, что перемена занятий и есть отдых. То есть в школе мы учились, потом у тебя танцы, потом ты рисуешь, потом музыкальная школа.

Мария Коргожа, доцент кафедры клинической психологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета: Да, смена занятий – это моё любимое. Является это отдыхом или нет, спросите у ребёнка. Если он действительно хочет немного времени, нужно дать ему возможность отдохнуть так, как он хочет, а дальше смена деятельности, учёба, кружки.