В гостях у программы «Утро в Петербурге» Чакчи Фросноккерс, художественный руководитель Малого театра кукол, режиссёр спектакля «12 стульев» и Вера Каратаева, директор Малого театра кукол.
Людмила Ширяева, ведущая: В нашем городе готовится новое прочтение известнейшего романа Ильфа и Петрова «12 стульев». Во-первых, это будет постановка в стиле роуд-муви. Во-вторых, это спектакль Малого театра кукол.
Николай Растворцев, ведущий: В-третьих, это премьера спектакля «12 стульев» серебряному поколению. Первый спектакль зрители увидят 13 ноября.
Людмила Ширяева, ведущая: Но заранее мы вас с премьерой поздравлять не будем. Зритель замер в ожидании, в интриге. И в самом названии спектакля заявлен, кто же этот зритель. Это люди серебряного возраста, петербуржцы. А как в самом спектакле, в его постановке учитывается посыл и возраст главного зрителя?
Чакчи Фросноккерс, художественный руководитель Малого театра кукол, режиссёр спектакля «12 стульев»: Несмотря на то, что сам роман очень авантюрный, динамичный, современный и своевременный, он, на самом деле, затрагивает множество поколений, и поколений серебряного возраста, безусловно, тоже. Вот, как минимум поэтому в их сердцах однозначно откликнется наш спектакль. А потом, есть одно непреложное правило для всех возрастов. Этот роман не только авантюрен, он страшен тем, что вдруг в повествование, в историю Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова врывается фатум, рок и судьба. А тут, что бы человек ни делал, он бессилен перед этим фатумом. Вдруг внезапно необходимо порой довериться судьбе и не ломать 12 стульев. Я думаю, что в этом смысле для серебряного поколения очень важно понимать, что невозможно остановить жизнь. Невозможно стагнировать, невозможно сказать: «Стоп. Остановись мгновение». Эта прекрасная жизнь будет идти, подкидывать все новые и новые обстоятельства.
Николай Растворцев, ведущий: Возможно, этим также обусловлен и выбор формата роуд-муви. То есть в такое дорожное путешествие вы берете с собой артистов и кукол? Или всю аудиторию? Кто там будет путешествовать в первую очередь?
Чакчи Фросноккерс, художественный руководитель Малого театра кукол, режиссёр спектакля «12 стульев»: И зрителя конечно тоже. И конечно, дорога бесконечна, не имеет конца никогда.
Николай Растворцев, ведущий: У нас был творческий вопрос. Будет ли под одним из кресел в зале все-таки спрятан тот самый клад?
Вера Каратаева, директор Малого театра кукол: На самом деле, по поводу вовлечения зрителей в спектакль, не только серебряного возраста, но и всех остальных, собственно, мы уже продумываем формат какого-то развлечения в фойе, для того чтобы вовлечь их в спектакль. Какую-то фотозону, также мы коллективно придумали памятные открытки с портретами героев и с известными цитатами. Опять же, вернувшись к первому вопросу, о том, почему именно серебряному поколению, как минимум, потому что это просто хорошая литература, знакомая им, и нам бы хотелось вместе с ними эту литературу вспомнить. И зрителей, допустим, помладше, кто не читал, натолкнуть на возможность прочтения.
Людмила Ширяева, ведущая: Почему именно этот материал был выбран? Вообще, кому изначально пришла эта идея? Все-таки театру или режиссеру?
Чакчи Фросноккерс, художественный руководитель Малого театра кукол, режиссёр спектакля «12 стульев»: Это неразрывные вещи. Дело в том, что наш театр пульсирует совместно всегда. Но дело в том, что Ильф и Петров всегда говорили, что случай – наши колеса. И, собственно, вот случай стал нашим колесом. Мы внезапно вместе произнесли это название в гримерке. Правда, восемь человек одновременно назвали это. И мы поняли, что мы беремся за это. А потом, театру, разумеется, интересно браться за хорошую литературу, за хороший текст. Это живой текст, живой как жизнь, его нужно перечитывать, его нужно воплощать, и, естественно, это прекрасный текст.
Людмила Ширяева, ведущая: Когда мы произносим «12 стульев», мы сразу же вспоминаем уже привычные постановки и уже хрестоматийный, наверное, фильм с Андреем Мироновым. Привычна ли будет картина зрителям?
Чакчи Фросноккерс, художественный руководитель Малого театра кукол, режиссёр спектакля «12 стульев»: Нам важно не перепрыгнуть ни через свои головы, ни через зрительское восприятие. Если мы совсем уйдем в эксперимент, то зритель не узнает свой любимый текст. А, с другой стороны, мы – Театр кукол, и в этом прелесть, потому что художник Ульяна Елизарова стояла в очередях, ездила в метро, гуляла по городу и высматривала этих героев Ильфа и Петрова в нашем городе из ныне живущих. И потому персонажи сошли оттуда. Разумеется, это прекрасно для Театра кукол, потому что они все такие мощные, фактурные, они все очень объемные. И именно поэтому мы сегодня, например, не пришли в студию с куклами, чтобы это осталось небольшим секретом для наших зрителей. Потому что нужно идти на спектакль и смотреть в глаза этим персонажам.
Вера Каратаева, директор Малого театра кукол: Кроме того, Ульяна Елизарова непосредственно эти стулья по Петербургу и отыскивала, и собирала.
Людмила Ширяева, ведущая: Настоящие стулья? Не созданные?
Вера Каратаева, директор Малого театра кукол: Не созданные, настоящие стулья. Также с помощью артистов привезенные. Поэтому здесь не только персонажи выисканы, здесь уже непосредственно предметы мебели, интерьера.