В гостях у программы «Утро в Петербурге» Илья Стахеев, преподаватель НИУ «Высшая школа экономики», основатель просветительской акции «Тотальный диктант».
Николай Растворцев, ведущий: Поговорим в целом о предметах, о школьной программе. Гарантирую 100 баллов по ЕГЭ, работаю по уникальной авторской методике, только сейчас особо низкая цена, но деньги пожалуйста вперед и все непременно в полном объеме. Если вы слышите такие условия, которые перед вами ставит репетитор, есть повод задуматься, скорее всего перед вами мошенник.
Людмила Ширяева, ведущая: Депутаты Госдумы просят родителей быть максимально бдительными, в противном случае взрослые останутся без денег, а дети без знаний. Подробнее о том, как не стать жертвой репетитора-мошенника, мы поговорим с гостем.
Николай Растворцев, ведущий: Не зря говорят, спрос рождает предложение. Согласно одному исследованию, которое мы обнаружили в интернете, прирост вакансий для репетиторов в августе 24-го года перед началом учебного года вырос и составил почти 90% по сравнению с августом 23-го. Часто ли вы слышите от ваших коллег о том, что на рынке образовательных услуг под маской репетитора появляются мошенники? Может кто-то лично сталкивался и имел какой-то опыт?
Илья Стахеев, преподаватель НИУ «Высшая школа экономики», основатель просветительской акции «Тотальный диктант»: Мошенничество сейчас – это единственный вид преступления во всех развитых странах, которые нарастают, потому что все остальные типы преступлений падают, а мошенничество как вид преступления, особенно с появлением интернета, социальных сетей, это единственный тип преступлений, который растет. Потому что кошелек уже не украдешь. А каким-то образом убедить человека, чтобы он перевел тебе деньги, скинул ему фишинговую ссылочку, и всё, он сам тебе всё отдаст. То есть, то, что криминологи, социологи, мои коллеги называют, что у нас очень низкий штраф за высокую прибыль. И, так как действительно сейчас есть спрос, в том числе и на образовательные услуги, естественно, и в этой сфере рост максимизирован.
Людмила Ширяева, ведущая: Мошенники действительно изобретательны, и каждый раз диву даешься, как они новую сферу для себя придумывают. Этим репетиторам-мошенникам все равно, преподавателем какого предмета представляться? Либо есть излюбленные предметы, на которые уж точно родители клюнут?
Илья Стахеев, преподаватель НИУ «Высшая школа экономики», основатель просветительской акции «Тотальный диктант»: У социологов вообще исследование мошенничества и обмана – такая древняя благородная специальность. Этим еще занимался там канадско-американский социолог Ирвин Гофман, и он высказывал несколько стратегий, называется фабрикация впечатлений. И здесь, во-первых, надо, естественно, самые ходовые специальности, например, математика. То, что всем нужно. А с другой стороны, такие предметы, на которые есть информационная асимметричность. Вы сразу не поймете, перед вами эксперт или он сказал чушь.
Людмила Ширяева, ведущая: Родителям не проверить.
Илья Стахеев, преподаватель НИУ «Высшая школа экономики», основатель просветительской акции «Тотальный диктант»: Соответственно, вот эта информационная симметричность, когда вы не сразу поймете, перед вами эксперт или он просто вам прогоняет пургу, вы не сразу поймете. И он у вас уже какую-то предоплату может выманить, и дальше уже раствориться на просторах интернета.
Николай Растворцев, ведущий: На что обратить внимание? В частности, одних смущает авторская методика. Если человек говорит, у меня свой подход. Казалось бы, вроде ничего такого. Человек 20-30 лет преподает, у него может быть за это время какое-то мнение сформироваться. Но это должно смущать, как утверждает интернет. Других смущает обещание 100% успеха. Мол, со мной ваш сын или ваша дочь получит 100, а то и 101 балл по ЕГЭ точно. В-третьих, полная предоплата. Что человек говорит, что хотел бы получить 100% оплаты. Какие факторы должны насторожить? А какие не являются указывающими на то, что перед вами мошенник?
Илья Стахеев, преподаватель НИУ «Высшая школа экономики», основатель просветительской акции «Тотальный диктант»: Вот стопроцентная предоплата точно должна смутить, потому что во всех услугах стопроцентная предоплата является редкостью сейчас. Хотя, конечно, это показатель уже доверия в обществе. Если бы авторские методики были бы не нужны, то и не обращались бы к репетиторам. Тут другой вопрос. Почему 50% школьников обращаются к репетиторам? Это некоторый симптом, получается, что в рамках школы дети не получают нужного знания, и им нужны еще какие-то репетиторы.
Людмила Ширяева, ведущая: Причем год заниматься с этим репетитором.
Илья Стахеев, преподаватель НИУ «Высшая школа экономики», основатель просветительской акции «Тотальный диктант»: Здесь скорее нужно смотреть не на то, чему не доверять, а чему можно доверять. И гораздо лучше смотреть на репетиторов, которые представлены на каких-то онлайн-платформах профессиональных, где платформа уже является некоторым гарантом, проводником, например, платежей, и вы всегда можете вернуть. Вы не скидываете человеку на карту напрямую, а вы проводите это через некоторый договор оферты.
Николай Растворцев, ведущий: Требовать ли какие-то документы при личной встрече?
Людмила Ширяева, ведущая: Про вводный урок мы хотели спросить. Должен ли он быть у репетитора вообще?
Илья Стахеев, преподаватель НИУ «Высшая школа экономики», основатель просветительской акции «Тотальный диктант»: Насколько это распространено – это уже вопрос маркетингового продвижения самого репетитора. Здесь может быть, может не быть – это не является ключевым моментом. И вот первый урок, здесь тоже момент, что информационную симметричность вы можете не понять по первому уроку. Единственное, что вы можете пригласить какого-то другого эксперта. То есть здесь, в общем-то, совет, как и в других случаях, когда вас могут попытаться какие-то мошенники обмануть, пользуйтесь проверенными службами, смотрите на документы, спрашивайте у ваших знакомых, по рекомендациям. Я понимаю, что в интернете есть рекомендательные сервисы, которые можно накрутить, но личные знакомства и вообще слабые социальные связи – это наша сила. Ваши друзья, знакомые.