Нигде так остро не стоит вопрос подлинности как в изобразительном искусстве. Ну вы понимаете, о чём я, вернее поэт Игорь Северянин: «Оригинал! Ты потускнел от копий!». Полемичное само по себе утверждение, и всё же, сколько существует тиражность, столько и пытаются как-то обосновать абсолютность подлинника. И вот — наука подала свежую реплику. По мнению нейробиологов подлинные произведения искусства стимулируют мозг сильнее, чем репродукции, да — в десять раз. В исследовании, проведенном в Музее Маурицхёйс в Гааге, МРТ и технологии отслеживания движения глаз выявили, как у людей, наблюдающих оригинальные работы, активизируется область мозга, связанная с самосознанием и личными воспоминаниями. Реакция на подлинник «Скрипачки» Геррита ван Хонтхорста была в восемь раз интенсивнее, чем на постер. Лучший результат у «Девушки с жемчужной серёжкой», исследователи обнаружили «устойчивую петлю внимания» между глазом, ртом и серёжкой». Мне кажется, что внимание — результат скорее нашего серьёзного отношения к музею, пришёл и тут — вот она, та самая работа! Иначе, сразу возникает вопрос: а как же быть с картинами изначально созданными для тиража — иллюстрациями, плакатами, афишами? Их оригиналы уступают копиям в выразительности, лишены контекста, а главное — такой подход обесценивает жанр: в книге-то получается — копии. Мозг не подключен! В Новом музее — выставка иллюстраций российских и венгерских художников «Зеркало/Tukor», экспозиция, активизирующая деятельность мозга — подтвердит Виктор Высоцкий.