В гостях у программы «Утро в Петербурге» Сергей Екимов, композитор, дирижёр, декан факультета композиции и дирижирования Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова и Егор Лосев, дирижёр, руководитель камерного хора «Петербургские серенады».
Тимофей Зудин, ведущий: Сейчас прозвучит «Серебряная лира». Так называется XV фестиваль камерного исполнительства. На нём выступят талантливые музыканты не только из России, из Белоруссии, Сербии, Турции. А 28 октября состоится концерт, который называется «Свет вечный», и будет он посвящён камерной и хоровой музыке дирижёра и композитора, декана факультета композиции и дирижирования Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова Сергея Якимова – в честь его юбилея. Сергей Викторович, год этот для вас в творческом плане было достаточно продуктивным. Например, вы написали произведение для виолончели и цимбалы, мы его знаем, как клавесин. Расскажите о нём, пожалуйста.
Сергей Екимов, композитор, дирижёр, декан факультета композиции и дирижирования Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова: Об инструменте много рассказывать не буду, лучше расскажу о том, что летом, специально для концерта, который будет 28 октября, я написал три миниатюры, три танца для виолончели и цимбалы, которые впервые прозвучат в этом концерте. Здесь приятно отметить, что за партию виолончели исполнит ректор нашей Петербургской консерватории, заслуженный артист России, профессор Алексей Васильев. Кстати, он исполнит еще одну пьесу, которая называется «Люкс Этерна», собственно, «Свет Вечный», так называется и весь концерт. И тоже именно этот коллектив, «Петербургские серенады», примет участие в исполнении этого произведения с Алексеем Васильевым.
Тимофей Зудин, ведущий: Весь концерт будет состоять из музыки вашего авторства.
Сергей Екимов, композитор, дирижёр, декан факультета композиции и дирижирования Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова: Да, это авторский вечер.
Марианна Дьякова, ведущая: Если говорить о хоре. Егор, в чем творческая концепция этого коллектива?
Егор Лосев, дирижёр, руководитель камерного хора «Петербургские серенады»: Творческая концепция – это живые и творческие люди, красивые люди. И такой ансамбль на грани с хором. То есть у нас немного совсем камерный хор, но при этом мы добиваемся красивого звучания, очень разноплановой фактуры в этом красивом звучании. Такая концепция.
Тимофей Зудин, ведущий: А что относится сегодня к понятию камерная музыка?
Сергей Екимов, композитор, дирижёр, декан факультета композиции и дирижирования Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова: Камерная музыка – это прежде всего ансамблевое музицирование. То есть это дуэты, трио, квартеты. Впервые в этом XV фестивале принимают участие хоровые коллективы. До этого их не было, но это не просто хоровые коллективы, а это именно камерные хоры. То есть это небольшие составы – вот «Петербургские серенады». Ну тут Петербург не скажет, что они совсем небольшой состав.
Марианна Дьякова, ведущая: А небольшой – это до 20?
Сергей Екимов, композитор, дирижёр, декан факультета композиции и дирижирования Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова: Камерные хоры сейчас очень разные. Например, в Москве есть камерный хор – Хор Минина, который насчитывает 60 человек.
Марианна Дьякова, ведущая: Но он камерный.
Сергей Екимов, композитор, дирижёр, декан факультета композиции и дирижирования Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова: Тоже называется Московский государственный камерный хор. Вообще камерный хор – это где-то порядка 28-34 человек.
Марианна Дьякова, ведущая: Мы знаем, что будет совершенно необычный номер с шаманским бубном. Расскажите, пожалуйста, как он появился? Вы написали для шаманского бубна что-то?
Сергей Екимов, композитор, дирижёр, декан факультета композиции и дирижирования Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова: Несколько лет я уже езжу на определенные такие проекты в республику Хакасия, в Абакан, и вот там мне подарили, когда первый раз я там был, большой шаманский бубен. Хотел его принести, но не принес лишь только потому, чтобы сохранить эту интригу. И вот те, кто придут на концерт 28 октября в Малый зал Петербургской филармонии, пусть они и увидят, и услышат этот инструмент. Он действительно имеет необычное звучание, на нем играть могут только мужчины, потому что он настоящий шаманский, заговоренной. Женщины не имеют права к нему прикасаться, иначе он потеряет свою какую-то там определенную силу. И они действительно, когда мне подарили, попросили, чтобы я написал что-то с этим инструментом. Вот мне пришла в голову мысль, и в этом году я написал сочинение для хора, баяна и шаманского бубна. И это будет тоже петербургская премьера. Прозвучит это тоже в этом концерте, опять же в исполнении хора «Петербургской серенады».
Тимофей Зудин, ведущий: Но будет не только неоклассика, не только академическая музыка, современная, но и, например, ваши аранжировки на саундтреки из «Бандитского Петербурга», из фильма «Гардемарины, вперёд!». Почему вы обратились к этому материалу?
Сергей Екимов, композитор, дирижёр, декан факультета композиции и дирижирования Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова: Дело в том, что современное хоровое искусство шагнуло вперёд, и, как мне кажется, хоровые коллективы сегодня, в 21 веке, должны уметь исполнять всё, и, в том числе, саундтреки из кинофильмов. Мне это тоже очень нравится, это очень популярные мелодии, которые написаны к фильмам. Интересные песни 20 века и ряд аранжировок прозвучит в исполнении уже другого коллектива – Концертного хора Петербурга под управлением маэстро Владимира Беглецова.
Тимофей Зудин, ведущий: Чем увлекаются ваши студенты? Какую музыку они сочиняют?
Сергей Екимов, композитор, дирижёр, декан факультета композиции и дирижирования Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова: Студенты сочиняют музыку очень разную, они как раз очень любят сочинять авангардную музыку, этот период и я тоже проходил, когда был студентом Петербургской консерватории, учился в классе у замечательного композитора Юрия Фалика и тоже экспериментировал. Сочинения, написанные в 90-е и в начале нулевых намного авангарднее, чем музыка, которую я пишу сейчас. Но, наверное, так или иначе это с определенным возрастом и опытом приходит то, что мы сможем сегодня услышать. Я благодарю замечательный коллектив и моего друга Егора Александровича Лосева за то, что сегодня в такое раннее утро они согласились петь. Вообще петь с утра – это не самое лучшее. Но я им за это очень благодарен. Прозвучит фрагмент из цикла «Два петербургских вальса» на стихи моего друга поэта Владимира Полякова, называется «Петербургский вальс-бастон». Это тоже будет звучать в программе 28 октября.