В гостях у программы «Утро в Петербурге» Михаил Богданов, председатель Ассоциации «Санкт-Петербургский городской родительский комитет».

Марианна Дьякова, ведущая: Заканчивается первая четверть, скоро школьников ждут каникулы, а их родителей дополнительные траты. Экскурсии с классом, походы в театр, поездки загород – на все эти активности необходимо сдавать деньги. Как грамотно организовать финансовый сбор? Какие законы регулируют работу родительских комитетов?

Тимофей Зудин, ведущий: Да, и что делать в случае нецелевого расходования этих средств?

Марианна Дьякова, ведущая: Мы знаем, что работа родительских комитетов и аналогичных инициативных групп закреплена законом. У нас есть закон об образовании в Российской Федерации. Что именно относительно родительских комитетов регламентирует этот закон?

Михаил Богданов, председатель Ассоциации «Санкт-Петербургский городской родительский комитет»: Если мы говорим конкретно про все, что связано с финансами, то это скорее не закон об образовании, а скорее закон об общественных организациях Гражданского кодекса на самом деле. Потому что здесь вступают в силу не отношения между участниками образовательных организаций и образовательного процесса, а просто граждане. Поэтому здесь нужно смотреть вот эти законы и смотреть, как вообще у нас регулируются отношения между людьми.

Тимофей Зудин, ведущий: Состав родительского комитета как должен быть закреплен? Это достаточно переписки в чате, и кто из этих людей должен быть конкретно ответственным за деньги? Либо они между собой коллегиально решают?

Михаил Богданов, председатель Ассоциации «Санкт-Петербургский городской родительский комитет»: Это все регулируется договоренностями родителей. На первом же собрании выбирается родительский комитет, или как-то по-другому он может называться, и в его полномочия входит организация каких-то мероприятий и, соответственно, сбора денег на эти цели. И естественно, по Гражданскому кодексу у нас в этом случае вступает правило, что, как люди договорились, так они и живут. То есть, если они определили, что у них есть какой-то кассир, есть какая-то касса, которую они собирают, либо они на конкретные мероприятия передают деньги, либо каждый как-то оплачивает.

Марианна Дьякова, ведущая: Потом же очень часто возникают конфликтные ситуации, когда один другого недопонял. Разве не нужно это как-то зафиксировать? Хотя бы формальным протоколом

Михаил Богданов, председатель Ассоциации «Санкт-Петербургский городской родительский комитет»: Протоколы, конечно.

Марианна Дьякова, ведущая: То есть протокол все-таки нужен?

Михаил Богданов, председатель Ассоциации «Санкт-Петербургский городской родительский комитет»: То есть все, что касается работы такого рода органов, она должна фиксироваться бумагой так или иначе, по-хорошему.

Марианна Дьякова, ведущая: То есть даже после переписки в чате, кто-то должен составить протокол. Мы выбрали того-то, тот у нас председатель.

Михаил Богданов, председатель Ассоциации «Санкт-Петербургский городской родительский комитет»: По идее у родительского комитета должен быть руководитель, он может называться председателем, руководителем, как угодно. Естественно, должен быть какой-то уполномоченный орган в виде какого-то совета 2-5 человек, которые действуют от его имени. И первоначальное собрание является официально учредительным по факту собранием, которое определяет вот эти правила. Дальше эти правила оговариваются, они записываются, фиксируются протоколом, естественно. И дальше в соответствии с этими правилами живем.

Марианна Дьякова, ведущая: Есть ли какие-то правила финансовой отчетности в такой организации?

Михаил Богданов, председатель Ассоциации «Санкт-Петербургский городской родительский комитет»: Как и у любой общественной организации, даже незарегистрированной. Кстати, замечу, что необязательно регистрировать в Минюсте такого рода органы, а в Минюсте она регистрируется, только когда вы счет в банке открываете. А в случае, если это договоренности между нами, естественно, мы перед родителями, которые нас уполномочили, отчитываемся в виде каких-то документов, о которых мы договорились.

Марианна Дьякова, ведущая: Но вот какие же? Это могут быть просто чеки? Или это должны быть накладные, товарные чеки?

Михаил Богданов, председатель Ассоциации «Санкт-Петербургский городской родительский комитет»: Все зависит от того, что мы заказываем. Если мы едем на экскурсию в музей, значит, соответственно, какое-то соглашение, либо билеты музейные, либо какой-то договор, по которому музей принимает эту группу. Экскурсию оплачиваем и так далее, естественно, чек.

Тимофей Зудин, ведущий: Я знаю, что часто в таких группах есть люди, которые игнорируют финансовый поток общий, и просто не скидываются по разным причинам.

Марианна Дьякова, ведущая: Но при этом они рассчитывают на то, что дети будут участвовать.

Тимофей Зудин, ведущий: Как правильно вести себя? То есть просто ребенка не брать никуда.

Марианна Дьякова, ведущая: Или скидываться немножко больше, чтобы его могли взять?

Михаил Богданов, председатель Ассоциации «Санкт-Петербургский городской родительский комитет»: Это как раз очень сложный вопрос, вообще нерегулируемый по факту, эти вот тонкие отношения между людьми, их отрегулировать законодательством почти невозможно. Поэтому здесь, либо ребенок находится, например, на попечении у кого-то, и это бабушка, дедушка, которые пенсионеры, и в классе об этом известно. Аккуратно, ненавязчиво люди между собой договариваются. Давайте мы этого ребёнка, чтобы он не выпадал из коллектива, будем учитывать его во всех наших сборах. Это один вариант. Или подарок ему всегда будем учитывать, чтобы ему подарок тоже достался. Потому что это было бы странно, всем дарят, а ему не дарят. Поэтому здесь надо, конечно, такие вещи стараться учитывать. Другая ситуация, когда люди из каких-то своих взглядов не скидываются. Это выбор этих людей. Здесь единственная проблема, что доносить им, пытаться доносить, что их дети оказываются в заложниках их каких-то амбиций. Если все идут на мероприятия, а ваш не идет, значит, он вне класса, вы его сами таким сделали. То есть это на встречных курсах как-то надо пытаться выстраивать.

Марианна Дьякова, ведущая: Как минимизировать вообще конфликтную ситуацию в родительском комитете?

Михаил Богданов, председатель Ассоциации «Санкт-Петербургский городской родительский комитет»: Это к вопросу о культуре определенной, ее надо выстраивать. Много лет существующий класс, как правило, в нем существует какая-то традиция, которую надо поддерживать, формулировать и всякий раз доводить до новых участников, и так далее. Поэтому это непростой вопрос, очень непросто выстраиваемые отношения. Как между детьми непросто выстраиваются отношения, так же и между родителями.