ДМИТРИЙ АКСЁНЧИК, корреспондент:

Виктор Цой. Легенда. В музыке он объединил звучание Новой волны с духом Ленинградского рок-
клуба. На экране – воплотил бунтарскую энергию Джеймса Дина и боевой дух Брюса Ли. В живописи стал наследником уличной культуры Кита Харинга и Жана-Мишеля Баскии. Здесь, на
выставке, раскрываются все грани его таланта. Это путешествие по страницам жизни легенды под культовую музыку, конечно же.

Один из первых залов — «Камчатка». Несколько лет Цой работал в котельной на Петроградской
стороне. Для большего погружения в атмосферу периода, авторы выставки использовали
настоящий уголь и воссоздали запах шлака.
Хроника рождения легенды заняла три тысячи квадратных метров. Тринадцать залов, наполнены
коллекцией личных вещей музыканта, редкими документами, картинами и видеозаписями из
семейного архива Цоя.

ДМИТРИЙ МИШЕНИН, автор концепции, куратор выставки:
Выставка организована как биографический фильм о Викторе, чтобы показать, как должен
выглядеть фильм о нём, который не был снят, к сожалению, на киноплёнке. Вот у нас получилось в
музейном формате это показать.

Выражаясь кинематографическим языком, это режиссёрская версия выставки, впервые показанной
в московском Манеже. С дополнительными материалами, тремя новыми залами, и дорогими семье
Цоя вещами. Например, брелок в виде сердечка, который музыкант купил для своей возлюбленной
Натальи Разлоговой в Нью-Йорке у уличного торговца.

ДМИТРИЙ МИШЕНИН, автор концепции, куратор выставки:
Сердце подарил Наталье, а ключ оставил у себя. И вот здесь, первое, что приходит на ум это то, что он отдал ей сердце и подобрал к нему ключ, а второе то, что он отдал своё сердце, но ключ оставил у себя. Вот какая из этих трактовок верна — решать зрителям.

Зал «Фонотека» — это своеобразная музыкальная библиотека всего, что создал Виктор Цой. В
центре внимания — три его гитары, с которыми он выступал на концертах.

ДМИТРИЙ МИШЕНИН, автор концепции, куратор выставки:
В чём особенность трёх «Демонов» Врубеля в одном месте? В том, что это «Демоны» Врубеля. А
это гитары Цоя, то есть вот для меня это вещи, ну как …сопоставимые по своей энергетике и
относятся к инструментам на которых проводилась вся та музыка которую любит ни одно
поколение людей.

ДМИТРИЙ АКСЁНЧИК, корреспондент:
Зал караоке. Создан для того, чтобы посетители могли выразить свою любовь к творчеству Цоя, продемонстрировав вокальные способности.

ДМИТРИЙ МИШЕНИН, автор концепции, куратор выставки:
Вот эти вещи они задумывались еще в Москве. Это телефонные будки из фильма «Игла», где
Виктор звонит своей сестре. И теперь каждый, кто подойдёт, может услышать голос Цоя. И даже поговорить.

Алло, я в Петербурге.

В 1989 году режиссёр Рашид Нугманов снял Цоя в главной роли фильма «Игла», после чего тот
стал звездой кино буквально. Журнал «Советский экран» назвал его лучшим актером страны. А
любовь Виктора к фильмам с Брюсом Ли и внешнее сходство сыграли важную роль в
формировании кинематографического образа музыканта.

ДМИТРИЙ МИШЕНИН, автор концепции, куратор выставки:
Я бы даже назвал эту картину «Брюс Цой», потому что здесь соединены два героя — тело Брюса
Ли, конечно, в игре Виктора прослеживаются отсылки к Брюсу, да даже в сцене драки с
наркоманами — там видны царапины у Виктора, которые, конечно, же он позаимствовал у Брюса.

Образ Брюса Ли прослеживается и в живописи. На автопортретах Цоя можно заметить брутальные
царапины, как у его кумира. Фломастерные рисунки занимают отдельное место на выставке — это
своего рода мини-музей Цоя в рамках большого поп-арт пространства.

ДМИТРИЙ МИШЕНИН, автор концепции, куратор выставки:
Мир искусства современного не знает художника, который оказал огромное влияние на
современный российский андеграунд. За несколько лет до появления новой академии Виктор уже
предсказал весь неоакадемизм. и его квадратоголовые человечки — это не только игра с образами
Кита Харинга, но это даже большое влияние на всё его окружение, потому что мы видим этих
человечков и у Андрея Крисанова, и у других новых художников той волны.
Любопытно, что одну из картин организаторы повесить не успели. Именно ту, что Цой когда-то не закончил …

«Каникулы Цоя» — кульминация выставки. Здесь представлена удочка, с которой Виктор
отправился на свою последнюю рыбалку, и кассета, игравшая в момент трагической аварии.

ДМИТРИЙ АКСЁНЧИК, корреспондент:
Но это не конец – а начало … Бессмертия.