В гостях у программы «Утро в Петербурге» Василий Степанов, председатель отборочной комиссии Международного конкурса кинофестиваля «Послание к человеку».

Марианна Дьякова, ведущая: Сегодня в нашем городе открывается международный кинофестиваль «Послание к человеку», и программа этого года просто поражает своими масштабами. 77 конкурсных фильмов и более 130 фильмов спецпрограмм, а жюри и гости поражают широтой географии. Участники приехали в Петербург со всего мира – от Непала и Аргентины, до Италии и Канады.

Николай Растворцев, ведущий: Подробнее о программе фестиваля мы поговорим далее.

Марианна Дьякова, ведущая: «Послание к человеку». За 34 года существования фестиваля как-то меняется его наполнение? Или оно неизменно? Потому что оно универсальное, общечеловеческое на все времена?

Василий Степанов, председатель отборочной комиссии Международного конкурса кинофестиваля «Послание к человеку»: С одной стороны, конечно, оно общечеловеческое на все времена, и оно сформулировано в названии фестиваля «Послание к человеку». Это фестиваль, несущий, прежде всего, гуманистические ценности своему зрителю и своего рода послание миру из Петербурга, из России. С другой стороны, все меняется, и я помню себя очень молодым человеком, когда я начал ходить на «послания» в конце 90-х годов. И мне кажется, что он год от года становится все больше и больше. Но каждый год отборочная комиссия не может сдержаться, и заявок становится больше. То есть о фестивале знают в мире, принимают в мире, и поэтому в этом году, боюсь соврать, но, по-моему, у нас в списке заявок только было больше 90 стран. Очень сложный выбор и очень тяжело сделать так, чтобы свои собственные желания, как минимум, удовлетворить, то есть показать все, что тебе бы хотелось показать.

Николай Растворцев, ведущий: Кому вам все-таки приходится отказывать? Какие ошибки допускают те, кто присылают заявки? Чего не хватает тем фильмам, которые не допускают до «послания»?

Василий Степанов, председатель отборочной комиссии Международного конкурса кинофестиваля «Послание к человеку»: Мне кажется, я всем даю очень простой совет. Во-первых, не посылать в последний момент, когда уже глаз у отборщиков замылен. С другой стороны, есть уже пул отобранных заявок, и, конечно, это самый тяжелый момент – конец отборочной сессии. А во-вторых, нужно внимательно читать регламенты и смотреть, чтобы твой фильм был действительно короткометражным. У нас же все-таки огромная программа короткометражного и документального кино, за этим стоит следить. Я бы не сказал, что мы как-то уж очень сосредоточены на какой-то конкретной теме. Хотелось бы, чтобы там были и фильмы о состоянии общества, и фильмы об экологии, и фильмы о людях, которых мы не замечаем, и фильмы с разных концов света. То есть у нас разброс широкий, но, мне кажется, что в этом году там есть и суданский, например, фильм. Знали ли мы, что есть кино в Судане? Теперь узнаем и посмотрим.

Марианна Дьякова, ведущая: Правильно ли мы понимаем, что Гран-при один?

Василий Степанов, председатель отборочной комиссии Международного конкурса кинофестиваля «Послание к человеку»: Да.

Марианна Дьякова, ведущая: Каким образом сравнивается, и насколько это сложная для жюри задача – сравнить игровое, неигровое кино?

Василий Степанов, председатель отборочной комиссии Международного конкурса кинофестиваля «Послание к человеку»: Мне тоже так иногда кажется, но каждый год жюри приходит к какому-то результату, наверное, в споре, в дискуссии. В этом одна из фишек, если можно так сказать, фестиваля, что не только документальные и короткометражные игровые, например, фильмы соревнуются, но еще есть и анимационный показ, и там очень интересные работы. Например, нам дал свой фильм японский классик Кодзи Ямамура, это очень известный и, в общем, состоявшийся давным-давно режиссер. Вот он тоже в конкурсе соревнуется с дебютантами, с молодыми авторами.

Николай Растворцев, ведущий: Мы знаем, что фестиваль откроет российская премьера «Ученик. Восхождение Трампа». Почему именно такой выбор?

Василий Степанов, председатель отборочной комиссии Международного конкурса кинофестиваля «Послание к человеку»: Это прекрасный фестивальный фильм Али Абасси, режиссер из Швеции. И его фильмы прокатывались в России, с одной стороны, он достаточно известен нашему зрителю, с другой стороны, он режиссер из каннского пула, если так можно сказать. С третьей стороны, грядут выборы в Америке, наверное, всем интересно посмотреть фильм, посвященный Трампу. Это предноябрьская история. Мне кажется, это нормально, когда для открытия и для закрытия выбираются мощные, но все-таки очень зрительские картины. И собственно, закрывать будет фильм Паяла Кападии «Всё, что нам кажется светом», из Венеции картина. Тоже очень мощная фестивальная картина, которая широкому зрителю будет интересна.

Марианна Дьякова, ведущая: Очень много спецпрограмм. Чем обусловлено появление, формирование спецпрограммы? И какие там тематики, чему они посвящены?

Василий Степанов, председатель отборочной комиссии Международного конкурса кинофестиваля «Послание к человеку»: С годами фестиваль превратился из первоначально фестиваля документального кино и короткометражного кино в витрину, не побоюсь этого слова, авторского кинематографа и арт-кинематографа. Того кинематографа, который очень сложно иногда увидеть в кинотеатрах в широком прокате. Поэтому он обрастает неизбежно спецпрограммами. Есть великолепная программа нашего программного директора Михаила Ратгауза «Новые голоса», и там авторы, которые не идут проторенной дорожкой, не используют какие-то клишированные, может быть, тенденциозные методы фестивального кино. «Новые авторы» прекрасна, всем рекомендую на неё сходить. Есть небольшая, но очень солидная программа «Двойные вершины, ведь название из сериала Twin Peaks. То есть это авторы, которые смотрят на кино одновременно с двух точек зрения и географической, и социальной. Там будет прекрасный новый фильм Бакура Бакурадзе, нашего замечательного российского режиссера, который только что недавно выиграл приз за режиссуру на Шанхайском фестивале, называется «Снег в моем дворе». И новый фильм Кристи Пую, румынского классика, новый фильм «Шамбала» председателя нашего жюри Мина Бахадур Бхама, это прекрасный непальский режиссер, у него недавно была премьера в Венеции, и он будет показан.