В гостях у программы «Утро в Петербурге» Сергей Шидловский, участник экспедиции, организатор безопасности спасательных операций и Константин Аксёнов, кайтсёрфер, рекордсмен книги рекордов России.

Тимофей Зудин, ведущий: Российские кайтсёрферы вернулись с Курильских островов и привезли сразу несколько рекордов. Среди них первый переход через первый Курильский пролив, самый возрастной кайтсёрфер на самой северной широте и другие рекорды. Сергей, вы специалист по безопасности. Понадобилась ли ваша помощь в этой экспедиции и насколько вообще она была сложной?

Сергей Шидловский, участник экспедиции, организатор безопасности спасательных операций: В этот раз, к счастью, не понадобилась. Поэтому, конечно, ярче всех в этой экспедиции был Константин, Владимир Попов, а я, к счастью, практически всю экспедицию отдыхал.

Тимофей Зудин, ведущий: То есть она была сложной, но не для вас?

Сергей Шидловский, участник экспедиции, организатор безопасности спасательных операций: Да.

Ксения Бобрикова, ведущая: Константин, вы стали первым человеком, который пересек первый Курильский пролив на кайте. Расскажите, в чем была специфика этого перехода?

Константин Аксёнов, кайтсёрфер, рекордсмен книги рекордов России: Во-первых, первый пролив, который пересекли на Большой Курильской гряде, это был не первый Курильский пролив, а пролив Алаид. Это между островами Атласова и Парамуширом. Какая сложность? Это вода 4 градуса, довольно прохладная, и в этих костюмах кататься, мягко говоря, сложно. Кататься мягко, но сложно. Если брать показания гарминчиков, я в них катаюсь, катаясь, я использую калорий в три раза меньше, чем в таких условиях. Опять же, еще сложность – это вулканы. Они как бы крутят ветер постоянно. Первый самый сложный, наверное, пролив у нас в этой экспедиции был Алаид. Мы долго не могли стартануть, искали точку, где нам запуститься. Дело все в том, что рекорд фиксируется, только когда ты стартуешь с одного берега и приходишь на другой. И нам очень важно было сделать запуск не с лодки, а именно с берега. Мы только три дня искали место запуска.

Тимофей Зудин, ведущий: Константин, у меня кайт ассоциируется с прыжками, с трюками. То есть я постоянно вижу, как люди тренируются на Финском заливе. То есть длительные переходы – это другой стиль кайтинга?

Константин Аксёнов, кайтсёрфер, рекордсмен книги рекордов России: Да, это другой стиль. В принципе, мы используем доску для серфинга стандартную для катания по волнам, на ней тоже можно прыгать, мы иногда и прыгаем, приходится в момент перехода тоже выполнять всякие прыжки. В Олимпиаду вошел кайт как Вингфойл, то есть вы на фойловой доске катаетесь на скорости. Кстати, в этом году первый раз кайт вошел в Олимпиаду, это был самый быстрый вид, там у них максимальная скорость 80 км/ч. А мы едем на кайтах через океан, с одного острова на другой остров. Прыгать иногда приходится. Конечно, не так, как на Финском заливе, но приходится.

Ксения Бобрикова, ведущая: Сергей, сколько же заявок на рекорды было подано в Книгу Рекордов России после этой экспедиции?

Сергей Шидловский, участник экспедиции, организатор безопасности спасательных операций: По-моему, 4 или 5. Первый переход вообще пролива на Курилах. На самом деле перешли два пролива. Вот первый сложный, действительно очень долго пытались стартовать, хотя они не очень широкие по сравнению с предыдущими переходами. Вот Владимир, уже перешедший в разряд ветеранов.

Тимофей Зудин, ведущий: Давайте несколько слов скажем о Владимире Попове. Это самый возрастной кайтсерфер с рекордом на самой северной широте. То есть возраст кайту не помеха, получается?

Сергей Шидловский, участник экспедиции, организатор безопасности спасательных операций: Мы дружим 25 лет, поэтому для меня он все равно еще молодой, понимаете. Плюс в рекордах групповой переход, которого тоже ранее не было, и рекорд, который как бы начинает накапливаться, количество перейденных Курильских проливов. То есть всё сложно в этих рекордных записях.

Тимофей Зудин, ведущий: Понятно, когда-то он станет тоже рекордным.

Сергей Шидловский, участник экспедиции, организатор безопасности спасательных операций: Да, то есть построено так, чтобы было сложно догонять рекордсменов.

Ксения Бобрикова, ведущая: Давайте просто скажем, сколько всё-таки Владимиру Попову лет.

Сергей Шидловский, участник экспедиции, организатор безопасности спасательных операций: Владимиру, по-моему, 62.

Тимофей Зудин, ведущий: Так что на кайт вставать никогда не поздно.

Сергей Шидловский, участник экспедиции, организатор безопасности спасательных операций: Нет, никогда не поздно.

Тимофей Зудин, ведущий: Константин, многие гости Сахалина говорят, что больше всего там мешает джетлаг. Это смена часовых поясов. Для вас это было проблемой или нет?

Константин Аксёнов, кайтсёрфер, рекордсмен книги рекордов России: Да нет, для нас не было проблемой смена часовых поясов. А вода холоднее, чем на Сахалине. На Сахалине мы тоже катались, там все-таки теплее водичка. И, безусловно, вулканы. Потому что ветер идет циклом, а вулкан живет своей жизнью. Океан живет своей жизнью, вулкан своей. И вот, я говорю, мы просто два дня ждали извержения вулкана. Вулкан сделал свои извержения, мы поехали. Такой интересный был, знаете, стартовый выступ.

Тимофей Зудин, ведущий: Какие у вас планы? Какие широты вы хотите покорить?

Сергей Шидловский, участник экспедиции, организатор безопасности спасательных операций: Сложный вопрос. Ситуация, как всегда, разделяется на две. Есть бескрайняя Россия, где есть Байкал, – как одна из идей. И есть мир, в котором много интересных проливов, а нам важен берег-берег, как Костя объяснил, чтобы с одного берега дойти до другого. Для меня, с точки зрения безопасности, наверное, внутренние воды попроще. С другой стороны, как мы ее обеспечивали на Курилах с командой камчатских ребят, повторюсь, я вообще ничего не делал.

Тимофей Зудин, ведущий: Константин, есть ли у вас какая-то мечта?

Константин Аксёнов, кайтсёрфер, рекордсмен книги рекордов России: Да, у нас сейчас проект на пять лет вперед с Максимом Балаховским, непосредственно известный режиссер наших экстремальных документальных видео, мы хотим соединить всю Курильскую гряду от Камчатки до Японии. Соответственно, с Владимиром Поповым. Он у нас заряжен на весь проект, ему 61, к финалу будет немножко побольше, но он, в принципе, в полной форме, и в этот раз показал себя очень хорошо и на первом проливе, и на втором.