В гостях у программы «Утро в Петербурге» Леонид Дедюха, победитель XXXV конкурса «Учитель года России».

Тимофей Зудин, ведущий: В минувшие выходные вся страна поздравляла с профессиональным праздником учителей. Хочется еще раз сказать спасибо каждому педагогу за уделенное время, внимание, полученные знания. А Петербург в эти дни встречал триумфатора всероссийского конкурса «Учитель года России» 2024.

Ксения Бобрикова, ведущая: Абсолютным победителем стал преподаватель физики академической гимназии № 56 имени Майи Борисовны Пильдес – Леонид Анатольевич Дидюха. Впервые с 2017 года Большой хрустальный пеликан «влетел» в Петербург.

Тимофей Зудин, ведущий: Наши поздравления. Как вы себя чувствуете? Много ли сил у вас забрало участие в конкурсе?

Леонид Дедюха, победитель XXXV конкурса «Учитель года России»: Сил конкурс забрал много, но, надеюсь, у меня они еще остались. Я очень ждал встречи со своими детьми, со своим любимым 11-ым классом. Вчера я их увидел, и такое ощущение, что силы вновь появились. Поэтому готов снова учить.

Тимофей Зудин, ведущий: Расскажите, как проходил конкурс? Я знаю, что вы отправлялись в Саратовскую область и в Подмосковье. Какие задания пришлось выполнить?

Леонид Дедюха, победитель XXXV конкурса «Учитель года России»: Конкурс проходил два этапа. Первый этап проходил в городе Саратов. Там было два конкурсных испытания. Это непосредственно урок и педагогическое интервью. Далее определялась двадцатка лучших. То есть всего было 90 участников, в этом году 89. Потом двадцатка отправлялась уже в Москву.

Тимофей Зудин, ведущий: Этот урок на холодном, скажем так, классе? То есть детей вы вообще не видели?

Леонид Дедюха, победитель XXXV конкурса «Учитель года России»: Да, детей мы не знали. Вы заходите, сидят незнакомые дети. Абсолютно верно. Детей мы не знали, было, наверное, полминуты, только можно было выйти, поприветствовать ребят, и все.

Ксения Бобрикова, ведущая: Как вы считаете, что помогло вам победить? У вас есть какая-то авторская методика или особый подход?

Леонид Дедюха, победитель XXXV конкурса «Учитель года России»: Многие хотят услышать какой-то лайфхак, но на самом деле секрет и сложен, и прост. Первое, это, наверное, слушать друзей, свою команду. У меня команда огромная, это и дети, и родители, и мои коллеги 56-й гимназии. И второе, наверное, учитывать советы наставников, но и остаться собой, постараться быть искренним. В какой-то момент постараться не волноваться и показать себя. Наверное, самое сложное – сохранить себя уже в конце конкурса. Я думаю так.

Тимофей Зудин, ведущий: А вот вы сказали, что много общаетесь с коллегами, и я знаю, что вы плотно коммуницируете при подготовке задач с учителями биологии, истории, географии. Зачем вам это нужно?

Леонид Дедюха, победитель XXXV конкурса «Учитель года России»: Моя идея связана с созданием задач по физике, связанных с краеведением. То есть, я думаю, вам знакомы задачи, где есть мост, его длина, и нужно найти, например, время, в течение которого проедет автомобиль через мост. Но если мы поменяем, например, название моста, то можно эту задачу использовать для любого другого города и теряется смысл. Дети берут какие-то цифры просто и решают задачи, не понимая вообще. Очень важно сделать так, чтобы содержание в моем случае было тесно связано с историей или событием. Так, например, одна из задач была связана с задачей блокадного Ленинграда, и там уже нельзя разделить отдельно инженерное решение, которое было предложено и само событие. То есть моя задача — создавать такие задачи, чтобы они были неразрывно связаны с каким-то событием. И тогда уже просто так подставить числа и получить ответ не получится.

Тимофей Зудин, ведущий: Я знаю, что вы уделяете много внимания преподаванию физики лирикам, то есть гуманитариям. Вот в чём отличие этого процесса?

Леонид Дедюха, победитель XXXV конкурса «Учитель года России»: Отличие заключается в том, что ребята-лирики считают, что им невозможно понять точные науки. Моя задача — их в этом переубедить. Поэтому в гуманитарных классах сложнее работать, ребята требуют определённого подхода.

Тимофей Зудин, ведущий: Но они же, может, считают, что физика им не нужна?

Леонид Дедюха, победитель XXXV конкурса «Учитель года России»: А вот моя задача — убедить и показать, что это важно. Например, кто-то из моих ребят может быть так же, как вы, будет вести передачу. Кто-то из них, может быть, будет репортером, кто-то будет участвовать в просветительских проектах, а кто-то будет снимать кино. Очень важно даже, казалось бы, в таких профессиях, тоже понимать физику. Мы с ребятами иногда смотрим фильмы, где встречаются некоторые неточности, и каждый из них задумывается. Всё-таки физику нужно знать.

Ксения Бобрикова, ведущая: За всю историю конкурса из 38 обладателей золотого пеликана 30 мужчин. При этом доля учителей-женщин России больше 80%. Нет ли у мужчин, скажем так, форы на этом конкурсе?

Леонид Дедюха, победитель XXXV конкурса «Учитель года России»: Вопрос провокационный, я постараюсь ответить. Я считаю, все-таки закономерности прямой в этом нет. Побеждает тот учитель, который является человеком с большой буквы. Побеждает прежде всего личность. От гендера она определенным образом не зависит. Поэтому, все-таки, я считаю, это легкая случайность.

Тимофей Зудин, ведущий: У меня, я чувствую, есть пробелы в школьной физике. Я попытался их восполнить и выяснил, что нет вообще никакого краткого пособия по школьной программе. Что вы можете посоветовать взрослому, который хочет узнать школьную физику?

Леонид Дедюха, победитель XXXV конкурса «Учитель года России»: Есть некоторые просветительские проекты, в том числе и телепередачи, очень много разных. Например, была такая серия видео общедоступная «Физика для малышей», и там простым языком говорится вообще об окружающем мире. Это меня вдохновило создать свою собственную книгу «Физика для лириков». Но, если вы взрослый читатель, я могу вам посоветовать, например, физику Ландсберга – это классика также.

Тимофей Зудин, ведущий: Вы учитель года. Куда теперь стремиться? Какие еще амбициозные цели вы перед собой можете поставить?

Леонид Дедюха, победитель XXXV конкурса «Учитель года России»: Самая первая цель – это вернуться к детям. Учитель года — это все-таки не звезда года, я считаю. И важно оставаться с детьми, вести уроки. Я понимаю, что мои уроки будут уже другими. Я понимаю, что должен транслировать определенные идеи и своим коллегам. Я познакомился с невероятными коллегами со всей страны. Есть что подчерпнуть у них и чем поделиться уже с педагогическим сообществом Санкт-Петербурга. Появились идеи создать свой сборник. И планирую всё-таки вернуться в аспирантуру.