АЛЕКСЕЙ ТАЛАЩУК, живописец, график, мастер художественной эмали, народный художник России:

Ленинград, Петербург — он слишком красив, слишком воздействует мощно, всё время требует соответствовать. Потому что он, как имперская столица. И эта задача была так поставлена. Рядом, представьте себе, значит, Художественно-промышленная академия, Летний сад, Русский музей. Не успел пройти через дорожку — Эрмитаж. Всё настолько наполнено и насыщено историзмом, архитектурой. Но он для меня всё-таки холодный, понимаете? Не знаю, почему. Я не написал ни одного пейзажа.
Желание что-то изобразить — всё начиналось там, именно в детстве. У меня старший брат, Николай, приходит он из школы, открывает тетрадку в клеточку, начинает рисовать. Нарисовал горизонтальную линию, такой треугольник и нарисовал шпалы, какая-то точка и дымок. И вдруг это превратилось в пространство и в образ, вдруг на белом листе бумаги появилась живая картина. И вот это меня удивило — по сути дела из ничего. С тех пор как-то появилось вот это желание — нарисовать, нарисовать.
Вот, я акварели переписывал по десять раз. Смотришь и вспоминаешь, значит, как возникала тема. Например, вечер, гонят коров, телёнка кормят из руки хлебом. Красиво? Необыкновенно! И вот эти темы возникают, я их записывал, записывал, зарисовывал. У меня накопления, ну я не знаю, несколько тысяч таких рисунков, я их каждый сохранил. Я не сажусь, там, скажем, чистую бумагу взял и так — с чего начать? У меня уже есть импульс конкретный — и пошло-поехало.
Васнецов на меня повлиял очень сильно. В каждой его вещи — скрытый символ, который требует расшифровки. Расшифровка требует чего-то того, что ты должен что-то знать, понимать, находить какие-то взаимосвязи и смыслы. И вот это как-то вот будоражило меня всегда.
Уже почти полтораста лет тому назад было создано замечательное училище, училище, которое сейчас носит имя барона Штиглица, школа, которая была и остаётся на мой взгляд самым мощным учебным заведением по подготовке специалистов монументального, декоративно-прикладного искусства и дизайна сегодня. Когда создавалось училище, был создан учебный музей. И в этом смысл был. Музей — это отдельная программа образовательная — музей, наполненный супер-искусством декоративным, прикладным, которого нет нигде, кроме как в Эрмитаже. Вот эта атмосфера и среда она создаёт вот этот мощный потенциал духовный. У нас замечательно учиться. Необыкновенно здорово преподавать. Ну, родной дом!
Одно представление о том, что значит ты учитель, преподаватель. И быть им — это совершенно другое Когда у тебя есть опыт, когда у тебя есть какие то накопления, знания, и ты можешь это передать, то есть это остаётся, живёт в студенте. Все наши выпускники, которые остаются в городе, формируют эту среду. Стало быть уже отчасти, значит, какая-то доля в этом есть и моя.