В гостях у программы «Утро в Петербурге» Анна Савельева, заведующая сектором Дальнего Востока Отдела Востока Государственного Эрмитажа.
Людмила Ширяева, ведущая: Разговор посвящен культуре нэцкэ и выставке, которая начинает свою работу в музее сегодня.
Тимофей Зудин, ведущий: «Мастера нэцкэ. Миниатюрная скульптура Японии XVIII–XX веков из частных коллекций и собрания Эрмитажа» – так называется эта экспозиция.
Людмила Ширяева, ведущая: Мы знаем, что на выставке представлены фигурки, датируемые XVIII–XX веками. Если говорить о культуре нэцкэ, то какие самые ранние фигурки можно вообще встретить, которые сохранились, дошли до нас?
Анна Савельева, заведующая сектором Дальнего Востока Отдела Востока Государственного Эрмитажа: По литературным источникам мы знаем, что принцип поясного ношения мелких вещей возник в Японии в XVI веке, и он был заимствован из Китая. Но таких ранних вещей не сохранилось. Более того, мы даже не знаем, имели ли они форму фигурок.
Тимофей Зудин, ведущий: А почему, как вы думаете?
Анна Савельева, заведующая сектором Дальнего Востока Отдела Востока Государственного Эрмитажа: Потому что в названии «нэцкэ» есть две составляющие – «корень» и «прикреплять». То есть, вполне вероятно, первое крепление выглядело не как фигурка, а скорее всего или как брелок – круглая пуговица, или даже, может быть, тыковка, корешок бамбука.
Людмила Ширяева, ведущая: То есть было что-то, из чего трансформировалось это культурное явление?
Анна Савельева, заведующая сектором Дальнего Востока Отдела Востока Государственного Эрмитажа: Потом появились резчики, сначала любители, потом профессионалы. Первые резчики могли быть дантистами, резчиками масок, священниками. Они из самшита резали импланты. Получается, что они на досуге стали вырезать такие изящные вещи, которые обрели популярность, все больше и больше появлялись профессиональные резчики.
Тимофей Зудин, ведущий: Давайте про экспозицию поговорим. Там 32 нэцкэ из собрания государственного Эрмитажа и 153 экспоната из 6 частных коллекций. Какие сюжеты чаще всего воспроизводятся? Какие герои появляются среди нэцкэ?
Анна Савельева, заведующая сектором Дальнего Востока Отдела Востока Государственного Эрмитажа: Если говорить количественно, чего больше появляется, то я бы сказала, что это животные. Животных любили в разных региональных центрах резьбы, и очень часто делали животных календарного цикла. Все мы знаем Восточный Новый Год 12 животных этого цикла. И такое ощущение, что эти нэцкэ даже были не только брелками, но и некоторым амулетом. То есть если ты родился в год тигра, то у тебя будет нэцкэ тигра. Каких-то подтверждений конкретных этому нет, но судя по количеству вещей, наверное, такое могло быть.
Людмила Ширяева, ведущая: В чём привлекательность таких фигурок и для людей, и для науки, и культуры?
Анна Савельева, заведующая сектором Дальнего Востока Отдела Востока Государственного Эрмитажа: Для меня прелесть этих фигур в том, что это искусство индивидуальное, это, даже я бы сказала, интимное. То есть представьте, что вы у себя на поясе носите, предположим, кисет с табаком, который закреплен вот такой фигуркой. Вы присели на досуге выпить чашечку чая или саке, достали трубку, взяли в руки эту вещицу, и вы один любуетесь этой вещью. То есть она настолько мала, что это действительно не может быть монументальным для показа.
Людмила Ширяева, ведущая: Это как чайный друг в чайной китайской традиции.
Анна Савельева, заведующая сектором Дальнего Востока Отдела Востока Государственного Эрмитажа: Да, напарник небольшой. К ювелирному я бы это не относила, потому что ювелирным изделием вы себя украшаете.
Тимофей Зудин, ведущий: На экспозиции как-то можно проследить эволюцию нэцкэ на протяжении времени? Как менялись эти скульптуры?
Анна Савельева, заведующая сектором Дальнего Востока Отдела Востока Государственного Эрмитажа: Да, конечно. Мы специально организовали выставку так, чтобы вещи были расположены хронологически и по регионам. Соответственно, самые ранние вещи имеют какие-то отличительные признаки, среди которых, например, размер. Во второй половине XVIII века любили немножко крупные вещи, там до 10-11 сантиметров. Где-то в XIX веке это всё постепенно уменьшалось.
Тимофей Зудин, ведущий: А почему?
Анна Савельева, заведующая сектором Дальнего Востока Отдела Востока Государственного Эрмитажа: Менялись вкусы и, видимо, только большие нэцкэ оставались для больших людей.
Тимофей Зудин, ведущий: То есть это не было связано с развитием технологий, чтобы резчики могли производить более мелкую работу?
Анна Савельева, заведующая сектором Дальнего Востока Отдела Востока Государственного Эрмитажа: Не думаю, потому что и в XVIII веке есть отличные вещи, сделанные очень качественно и практически с ювелирным качеством.
Людмила Ширяева, ведущая: Мы знаем, что это не первая выставка нэцкэ, которая проходит в Эрмитаже. Несколько лет назад уже была выставка, которая рассказывала о разнообразии этих скульптурок. Но у этой выставки, которая для посетителей открывается сегодня, есть основной посыл – рассказ о центрах резьбы и ведущих мастерах. Что это за мастера, что за центры? Как вообще отличались работы одних мастеров от других?
Анна Савельева, заведующая сектором Дальнего Востока Отдела Востока Государственного Эрмитажа: К этому надо привыкнуть, на это надо посмотреть и не один раз. Мастера там есть уровня Микеланджело, на мой взгляд, потому что вещи, которые сделаны в миниатюре, при увеличении, когда мы готовили афишу, не теряют своего вида. То есть они не становятся грубыми. На нашей выставке мы представили в первую очередь, конечно, это Киото и Осака, регион Камигата. Дело в том, что, видимо, там началась традиция вырезать фигурные нэцкэ. Именно в Осаку стали завозить слоновую кость из Юго-Восточной Азии, поэтому там была принята резьба по кости. А вот в остальных регионах, где кость, возможно, при перепродаже еще дорожала, использовали материалы местные – это древесина, самшит, кипарис.
Людмила Ширяева, ведущая: Я знаю, что даже из янтаря резали нэцкэ.
Анна Савельева, заведующая сектором Дальнего Востока Отдела Востока Государственного Эрмитажа: Та нэцкэ из янтаря, которая у нас представлена, это уже конец XIX века, и она попадает в витрину с редкими материалами. То есть это не распространённый материал. Действительно, есть из керамики вещи, из металла, из янтаря и даже корни бамбука, но это редкость. А вот дерево, слоновая кость – более распространённые.
Тимофей Зудин, ведущий: Приглашаем всех посетить экспозицию «Миниатюрная скульптура Японии». Несколько месяцев выставка будет работать.