В гостях у программы «Утро в Петербурге» Елена Дума, психолог.
Николай Растворцев, ведущий: Почему люди всех возрастов берут в руки кубики, фишки, садятся за игровое поле? Что это? Инфантилизм или психологическая разгрузка, а может быть возвращение в детство?
Марианна Дьякова, ведущая: Зачем нам, взрослым людям, нужны игры?
Елена Дума, психолог: Игра – это основная ведущая деятельность в том, чтобы осваивать какие-то новые знания и навыки в этом мире. Игра нужна детям, для того чтобы понять, как взаимодействовать в мире, социуме, как действовать с предметами. Дети играют сначала в посудку, потом в ролевые игры. А стратегические настольные игры нужны взрослым, для того чтобы понять, как взаимодействовать с другими людьми.
Николай Растворцев, ведущий: С кем сложнее играть? Потому что тот, кто не умеет проигрывать, начинает даже друзей люто ненавидеть во время той или иной игры, а человек, который не заинтересован, если он в твоей команде, тебе хочется, наоборот, его раскачать.
Елена Дума, психолог: Это все зависит от тех паттернов поведения, механизмов, которые мы усвоили в детстве. Кому-то нужно было, чтобы его хвалили, поэтому ему очень хочется выиграть, для того чтобы чувствовать себя более уверенным. Кому-то нравится взаимодействовать, и ему нужно играть в такие кооперационные игры, когда мы вместе объединяемся с кем-то для того, чтобы играть против, например, самой игры. Кому-то нравится достигать и получать больше выигрышей, ему нравятся стратегические игры и прокачивать своих персонажей.
Марианна Дьякова, ведущая: Сейчас очень популярно говорить о том, что необходимо в каждом развивать, особенно для построения карьеры, так называемые гибкие навыки. Получается, что игра – наилучший способ развивать в себе эти гибкие навыки?
Елена Дума, психолог: Конечно, это так. И те гибкие навыки, о которых говорите вы, это не только все, что касается коммуникации, но это ещё и внимание, концентрация, мышление, возможность работать в команде, возможность соизмерять свои силы с инструкцией. А это очень важно, для того чтобы вообще понимать, кем я работать могу, кем не могу, и чем я могу вообще заниматься. Потому что, когда мы понимаем, что правила сложные и иногда длиннее, чем книга, которую прочитали последнюю, эти правила еще нужно освоить, запомнить для того, чтобы успешным быть в игре. Это как раз про какую-то нашу деятельность в профессиональном плане.
Николай Растворцев, ведущий: Насколько важно уделять внимание тому, что написано на коробке? Если мы формируем правильные навыки, возможно, их отсутствие будет свидетельствовать о том, что не в те игры мы играли в детстве или во взрослой жизни.
Елена Дума, психолог: Вы знаете, очень важно, что сейчас создатели и основные поставщики игр в нашей стране стараются с рекомендациями педагогов и психологов все-таки выставлять рекомендуемый возраст. Но нам всегда важно учитывать не только саму игру, красочность, рекомендуемый возраст, но и понимать, кому мы её дарим, какие интересы мы учитываем, и с кем этот человек будет играть. Если в семье есть только один родитель и один ребёнок, то логично подарить игру, в которую можно играть вдвоём.
Николай Растворцев, ведущий: Можно ли переиграть? Когда слишком много посвящаешь времени играм, не видишь ничего, кроме этих игр. Или так только с компьютерными играми бывает?
Елена Дума, психолог: Да, действительно, можно переиграть, можно заиграться. И, конечно, игры – это то, что нас утаскивает в какие-то миры, в которых мы чувствуем себя более успешными, чем в обычной жизни. И должна быть граница между реальностью и тем виртуальным миром, в котором мы находимся.
Марианна Дьякова, ведущая: Как грамотно и правильно сформировать домашнюю игротеку? Понятно, что это не одна настольная игра, их должно быть несколько, но они должны как-то комбинироваться, не повторяться при этом.
Елена Дума, психолог: Я бы дала такую рекомендацию, попробовать сначала себя в настольных играх в каких-то клубах или в каких-то игровых пространствах, где можно попробовать игру и не покупать домой. Можно почитать инструкции, можно посмотреть видео в интернете о том, как в неё играть, и понять правила. И для родителей основной совет – это включаться в игру. То есть не играть в игру и параллельно сидеть в телефоне или включать телевизор. И второй важный момент: игра всё-таки для ребёнка, для живости. Видите, вам тоже нравится, вы тоже радуетесь. Поэтому здесь вопрос о том, что важно включаться в игру и понимать, что мы это делаем не для того, чтобы какую-то галочку поставить, а для того, чтобы самим получить удовольствие от взаимодействия с ребенком.
Николай Растворцев, ведущий: А как научить ребенка проигрывать? Потому что в любой игре, даже самой веселой, есть проигравший. Поддаваться ли ему до какого-то возраста?
Елена Дума, психолог: Все зависит от того, как ребенок реагирует, и конечно, важно иногда поддаваться, для того чтобы ребенок почувствовал себя победителем и стремился к этому чувству. Конечно же, для того чтобы он научился проигрывать, нужно показывать ему разные варианты, и самому тоже проигрывать с разными чувствами.