В гостях у программы «Утро в Петербурге» Надежда Коломацкая, специалист по этикету.
Ксения Бобрикова, ведущая: Именно осенью, в сентябре, оживают родительские чаты. И вот по вопросам экспертов, только 16% родителей говорят, что любят участвовать в таких беседах. Остальные делают это вынужденно.
Василий Киров, ведущий: От участия отталкивают выяснение отношений в чатах, отправка сообщений ночью или рано утром. Какими правилами нужно руководствоваться, чтобы сетевое общение приносило пользу, а не вред? Поговорим далее.
Ксения Бобрикова, ведущая: Должен ли кто-то модерировать родительский чат? Должен ли администратор пройти тест по цифровому этикету?
Надежда Коломацкая, специалист по этикету: Как правило, в школах существует несколько родительских чатов с учителем и без учителя. Вот там, где чат с учителем, на мой взгляд, модерация должна быть от педагога. И, как правило, там закрываются комментарии, чтобы вся информация полезная была доступна для каждого. Чат, который для родителей создан, чтобы без учителя обсуждать какие-то рабочие или дополнительные моменты, там нужно тоже в самом начале учебного года ввести правила. У нас, например, в классе так и есть. Мы определили время отправки вопросов, если вопрос касается не всех участников, то писать лично. И вы прописываете, чтобы без выяснения отношений, было комфортно и приятно всем в уважительной среде.
Ксения Бобрикова, ведущая: Почему есть рекомендации не использовать капслок и восклицательные знаки? С чем это связано?
Надежда Коломацкая, специалист по этикету: На письме мы не можем выразить эмоцию, мы не слышим нашего голоса, поэтому именно капслок, восклицательные знаки говорят о том, что мы кричим, мы начинаем повышать интонацию.
Ксения Бобрикова, ведущая: В каких случаях учителю допустимо записать сообщение голосом?
Надежда Коломацкая, специалист по этикету: Голосовое сообщение экономит время того, кто отправляет, но совершенно неуважительно к тому, кто его получает. Что касается информации от учителя, здесь можно понять. Человек, если он занят учебным процессом, и какая-то информация отправлена голосом, здесь понять и простить. Но бывают другие случаи, когда всю информацию педагог пишет голосом. Это неудобно, потому что невозможно вернуться, чтобы понять, во сколько, когда или что нужно сделать. Нужно прослушать снова голосовое сообщение.
Василий Киров, ведущий: Как тактично сказать человеку, что он мешает всем остальным участникам чата?
Надежда Коломацкая, специалист по этикету: Есть универсальные способы работы с конфликтами. Это комплимент. Спасибо большое, что вы заботитесь о том, чтобы ребята подготовились к школе.
Василий Киров, ведущий: То есть такой сарказм, получается, читается.
Надежда Коломацкая, специалист по этикету: Абсолютно точно. Это не комплимент, это сарказм, который, наоборот, унижает человека. Поэтому здесь можно в личку перейти и обсудить конкретно вопрос. У нас всегда есть выбор – опуститься на уровень человека, который хамит, либо остаться на своем и тактично достойно выйти из ситуации, показав пример, что можно по-другому общаться.
Ксения Бобрикова, ведущая: Давайте все-таки озвучим одно-два правила поведения в родительском чате.
Надежда Коломацкая, специалист по этикету: Пишите настолько коротко, насколько возможно, уважая время других. Лаконично, без осуждений, без агрессии выражайте свое мнение.