В гостях у программы «Утро в Петербурге» Светлана Новосёлова, психолог.

Марианна Дьякова, ведущая: Почти половина россиян не могут встать на работу с первого будильника. Такие данные опроса опубликованы в интернете.

Николай Растворцев, ведущий: Чем опасен переезд графика на вечернее время, с точки зрения психологии, узнаем далее.

Марианна Дьякова, ведущая: Чем это чревато?

Светлана Новосёлова, психолог: Мы с вами знаем, что у нашей жизни есть структура, как у любого здания. У нас есть такая конструкция. И хорошо бы понимать, что, когда мы двигаем свой режим, то расшатываем свою устойчивость. Как следствие может быть повышенная тревожность, пониженная энергия. Еще очень важный момент – мы сужаем окно своей активной жизни своей на самом деле.

Марианна Дьякова, ведущая: Вечернее время – вот наш пик активности. Почему мы тогда сужаем? У кого-то утреннее время, у кого-то вечернее пик активности.

Светлана Новосёлова, психолог: Есть такое заблуждение, ведь очень многие говорят, что я сова. А на самом деле, по научным исследованиям, только 5% населения совы, а остальные просто невыспавшиеся жаворонки со сбитым циркадным ритмом.

Николай Растворцев, ведущий: Что касается вечерних мероприятий, если мы на это время ставим работу. Чем чревато жертвование мероприятиями в пользу работы?

Светлана Новосёлова, психолог: Вообще мы себя лишаем большого счастья. У нас есть окружение, которое дает нам возможность переживать положительные эмоции, новые впечатления от мероприятий, про которые вы сейчас сказали. А когда мы начинаем сокращать окружение, общение с внешним миром, мы так запускаем воронку стресса.

Николай Растворцев, ведущий: Если человек гордо об этом говорит: «Я организую себе возможность работать сколько хочу, сколько могу и когда хочу». Это позиция автора своей жизни или это скрытая позиция жертвы, которая попала в какие-то обстоятельства?

Светлана Новосёлова, психолог: Про каждого индивидуально. Но очень важно, как человек к этому относится. Вот одно дело, когда я вынуждена работать будто у меня нет вообще никаких вариантов и выходов, потому что я ничего не вижу, кроме работы. И другое дело, когда я говорю, что я так организую свою жизнь, беру за это ответственность.

Марианна Дьякова, ведущая: А как сделать какой-то баланс в коллективе, где люди разные? У кого-то активность в утренние часы, у кого-то в вечерние, но при этом работать-то нужно всем вместе.

Светлана Новосёлова, психолог: Для большого коллектива, честно говоря, не представляю, как это можно сделать. Но что можно сделать? Вот это действительно такой рабочий проверенный вариант. Руководитель может варьировать нагрузку, постановку задач кому-то с утра, а кому-то вечером в зависимости от результативности работника. Я планирую свой рабочий день, и я понимаю, что утром я пришла никакая.Чем мне заняться, если мы вернемся к рабочим задачам. Разобрать почту, разложить бумаги – какая-то мелкая моторика. Чтобы, по крайней мере, включиться. Постепенно войти в рабочий процесс, без стресса.

Николай Растворцев, ведущий: Вопрос на перспективу на будущее, который касается наших детей. Некоторые школы предлагают обучение во вторую смену. Стоит ли родителям этого бояться? Потому что это тоже активность, это те же задачи, которые мы сдвинули на вторую половину дня ближе к вечеру. Стоит ли к этому подготовиться? Как вы к этому относитесь?

Светлана Новосёлова, психолог: Если вариантов вообще нет, и данность такая — вторая смена, думаю, что можно адаптироваться к этим условиям. Во-первых, родителям контролировать собственное состояние, и не надо при ребенке что-то транслировать, что это что-то невыполнимое, из ряда вон выходящее.