В гостях у программы «Утро в Петербурге» Иннокентий Иванов, журналист, режиссёр.
Марианна Дьякова, ведущая: В эфире телеканала «Санкт-Петербург» можно увидеть новый сезон документального цикла «Легенды русского балета». Съемки новых серий проходили в Петербурге, в Москве, в Париже, Тбилиси, Кутаиси. Просто потрясающая география.
Николай Растворцев, ведущий: Для каких серий были выбраны те или иные точки на карте? И как вы перемещались?
Иннокентий Иванов, журналист, режиссёр: Мы перемещались на самолете – тут все достаточно просто. Но точки на карте были выбраны, исходя из героев, потому что какие-то герои связаны с Парижем, какие-то герои связаны с Тбилиси, какие-то с Кутаиси. Кстати, вы знаете, кто связан с Кутаиси?
Марианна Дьякова, ведущая: Подскажите нам.
Иннокентий Иванов, журналист, режиссёр: Там похоронен отец Джорджа Баланчина, причем на его могиле замечательная ошибка. Сам Джордж Баланчин и его брат – уже советский композитор Андрей Баланчивадзе — приезжали на эту могилу. И на самом деле Мелитон Баланчивадзе, который учился в нашей консерватории Римского-Корсакова, родился в 1862 году, а умер, по-моему, в 1938, а на могиле написано, что он родился в 1826 году, то есть поменяли две цифры и так и остались. Это большая разница.
Марианна Дьякова, ведущая: Вы ведете и новый проект?
Иннокентий Иванов, журналист, режиссёр: Новый проект мы ведем вдвоем в петербургских локациях – в тех местах, которые связаны с нашими героями. В качестве ведущего выступает народный артист России Валерий Кухарешин, наш постоянный ведущий, а за границей веду я. То есть в тех локациях, которые связаны с нашими героями за границей, там я выступаю в качестве ведущего.
Николай Растворцев, ведущий: Интересны и эксперты проекта, которых вы привлекли для съемок: это народная артистка России и прима-балерина Мариинского театра Виктория Терешкина, и народный артист России Николай Цискаридзе.
Иннокентий Иванов, журналист, режиссёр: Виктория Терешкина у нас уже пятый сезон в качестве эксперта, а Николай уже два сезона. И надеюсь, в шестом сезоне он тоже будет у нас в качестве эксперта.
Марианна Дьякова, ведущая: А кто те звезды, которым посвящен новый сезон?
Иннокентий Иванов, журналист, режиссёр: Мы всегда выбираем героев, которые не просто являются балеринами и танцовщиками, что было бы логично. Мы выбираем разных героев, которые так или иначе связаны с миром балета. У нас есть две прима-балерины – это Ольга Преображенская, знаменитая балерина и подруга Матильда Кшесинская, большую часть жизни проведшая в Париже. И вторая прима-балерина уже Киевского театра Татьяна Вячеслова. Еще один герой Федор Лопухов, великий балетмейстер, который практически изменил балетмейстерское хореографическое искусство, введя туда совершенно новые элементы, которых не было до этого. Потом у нас есть скульптор Елена Янсон-Манизер – это знаменитый скульптор, супруга Матвея Манизера, которая делала вот те знаменитые статуэтки – скульптуры наших знаменитых артистов балета – от Галины Улановой до Майи Плисецкой. И еще у нас есть композитор Николай Черепнин – автор павильона Армиды – который был учителем самого Прокофьева, который посвятил ему одно из своих первых сочинений. Потом он был директором консерватории в Тифлисе, после этого поехал в Париж и там основал консерваторию, которая сейчас носит имя Рахманинова.
Николай Растворцев, ведущий: Зерном для любого документального фильма могут быть воспоминания, житейские истории, даже байки, а могут быть исторические факты. Что вы брали для этого и в какой пропорции?
Иннокентий Иванов, журналист, режиссёр: Мы брали все. Но немногие знают подробности того, что, предположим, если бы Ольга Преображенская не влюбилась и не уехала за границу, если бы она осталась, то методика русского балета принадлежала бы ей.
Марианна Дьякова, ведущая: Но любовь-то была взаимной?
Иннокентий Иванов, журналист, режиссёр: Нет. Что-то случилось, и она осталась одинокой, все ее разработки практически легли в основу того преподавания русского балета, которое сейчас есть в академии.
Марианна Дьякова, ведущая: Понятно, что русский балет – это феномен, это мировое явление. Но очень многие пытаются приблизиться к разгадке этой тайны, к пониманию, почему это так прекрасно и красиво. Вам, как человеку, который уже действительно стал абсолютным экспертом балета, удалось разгадать эту загадку, понять, из каких частей состоит это самое чудо?
Иннокентий Иванов, журналист, режиссёр: Мне кажется, всё очень просто. Балет не отечественное искусство, он родился в Италии, потом развился во Франции и пришёл в Россию. Но так случилось, что к началу 20-го века фактически балет во всех странах умер. Когда начались эти русские сезоны Дягилева, балет опять пришёл в Европу. А когда случилась революция, очень многие наши танцовщики, балерины уехали, и фактически все школы, которые были основаны после революции, были основаны нашими артистами. И та же самая школа Ла Скала была закрыта. Она открылась только благодаря тому, что туда приехала Ольга Преображенская и стала первым директором этой балетной школы. Но самое важное, как мне кажется, почему русский балет достиг таких высот, это то, что всегда была огромная государственная поддержка. То есть при царях это была царская поддержка, великокняжеская поддержка и так далее. И при Советском Союзе то же самое, и сейчас, мне кажется, то же самое происходит. Государственная поддержка очень много значит. Любое искусство требует денег. В этом, мне кажется, залог этого грандиозного успеха, который продолжается и по сей день.
Николай Растворцев, ведущий: Дайте совет телезрителям, если кто-то пропустил первые серии. Нужно ли смотреть с первой, потому что они построены в каком-то хронологическом порядке? Или в любом порядке можно смотреть цикл «О легендах»?
Иннокентий Иванов, журналист, режиссёр: Можно смотреть в любом порядке, потому что герои просто из разных эпох. Иногда получается, что какие-то связи между героями есть, но они не распространяются. Это не сериал, в котором нужно смотреть одну серию за другой, каждая серия посвящена одному персонажу.