Почему наш город во все времена был одним из духовных центров протеста против устоявшихся правил, норм и стереотипов? Репортаж Ивана Уварова.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«И ещё в продолжение темы музыкальных традиций Петербурга. На этой неделе Губернатор Александр Беглов провел выездное совещание на площадке Центра современного искусства имени Сергея Курехина в бывшем кинотеатре «Прибой» на Васильевском острове. Здание реконструируют в рамках Адресной инвестиционной программы. Губернатор отметил, что работы идут по графику и завершатся в конце декабря этого года. Сейчас степень готовности объекта составляет 90%. В результате реконструкции площадь здания увеличится вдвое – до почти 8-ми тысяч квадратных метров. В нём будет пять этажей, два зрительных зала, один из которых – на тысячу мест. Будут также хореографический и демонстрационные залы, телевизионная студия, музеи рок-культуры и медиамеханики. В обновленном Центре планируется проводить концерты, выставки, фестивали, театральные представления, лекции, кинопоказы. Одним словом, скоро на карте модных культурно-музыкальных пространств ещё одним адресом будет больше.

Знаменитую и уже ставшую хрестоматийной «Поп-механику» Сергея Курёхина во времена начала Перестройки многие считали абсолютным и чистейшей воды сумасшествием. Это сейчас про «Поп-механику» как явление рассказывают в учебниках и изучают культурологи. И творчество Курёхина – лишь одно из проявлений известной истины о том, что именно наш город всегда был и остаётся точкой начала всего русского нонконформизма. Во все времена Петербург был одним из духовных центров протеста против устоявшихся правил, норм и стереотипов. И Курёхин, и Хармс, и весь Серебряный век, и футуристы Бурлюк, Малевич, Филонов, и ленинградская Газаневщина, и Митьки – это всё камни в фундаменте русского нонконформизма. То есть про наш город можно смело сказать: здесь нонконформизм был зарождён. Иван Уваров постарается раскрыть этот феномен на примере истории Ленинграда – Петрограда – Петербурга».


ИВАН УВАРОВ, корреспондент:
«Эрмитаж. Главный штаб. Красный вагон. «В будущее возьмут не всех», – в 80-е сказал один из авторов этой инсталляции Илья Кабаков. Но вот будущее, 21 век. Работа московского художника нонконформиста Кабакова стоит в Петербурге».

Нонконформизм – неофициальное искусство, андеграунд, второй русский авангард. Альтернативное социалистическому реализму художественное движение. Возникло в эпоху оттепели.

ИВАН УВАРОВ, корреспондент:
«Петербург всегда был точкой притяжения, столицей отечественного нонконформизма. Почему так? Для этого нужно  совершить путешествие во времени и пространстве».

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК

Угол Невского и Мойки. Доходный дом Елисеевых. Именно здесь мне назначила встречу филолог Ольга Семенец. И причем здесь Серебряный век? Набережная Мойки, 59 – конкретный и сегодня несправедливо забытый адрес центра жизни Серебряного века. Здесь жили Гумилев, Грин, Форш, Замятин, Зощенко, Мандельштам. Это они – основоположники того, что сегодня мы называем нонконформизмом. А подвал «Бродячая собака» – их подпольная трибуна. Та самая альтернатива соцреализму. И все это – Петербург.

Серебряный век не только в литературе, но и живописи, предвосхитил русский нонконформизм, который зародился и расцвел в Петербурге. «Бродячая собака», Мойки, 59 – это не что иное, как современная Пушкинская, 10.

ПУШКИНСКАЯ, 10

Вглядитесь в эти работы ленинградских нонконформистов. Да, это напоминает Малевича и его «Черный квадрат». Вообще вся андеграундная живопись Ленинграда выросла из авангарда. Вот Сергей Ковальский и его «Ё-моё».

Манеж — крупное городское выставочное пространство. Здесь в 21 веке все выставочные залы посвящены когда-то запрещенным в СССР художникам. Выставка «Пушкинская, 10». Впервые ленинградский и петербургский андеграунд представлен так масштабно и так подробно.

Ленинград, 1976 год. Летняя ночь. Художник Юлий Рыбаков на стене Петропавловской крепости краской пишет текст. Это была первая акция художника в СССР. И чтобы понять, что такое нонконформизм, нужно просто знать эту историю. Больше и говорить нечего.

Спустя почти полвека после той истории Юлий Рыбаков гуляет по выставочным залам «Манежа». И не может поверить в то, что наконец-то работы ленинградских нонконформистов официально и легально представлены широкой публике. Потому что Петербург понимает: нельзя вычеркнуть из искусства ни один из его периодов. Даже такой, который когда-то был подпольным.

Пушкинская, 10. Больше, чем просто адрес. Это центр петербургского нонконформизма. Сюда художники-подпольщики пришли в 89-м. И создали здесь по сути свою коммуну. Точно такую же, которую в Серебряном веке создали писатели и поэты на углу Невского и Мойки. И вот сегодня «Пушка», как здесь говорят, передала всю свою коллекцию — 4 тысячи экспонатов — государственному музею, чтобы сохранить великое наследие великого нонконформизма.

Другой век, другое время. И вот оно, доказательство: Петербург во все времена был центром притяжения, культурной столицей.

ПОП-МЕХАНИКА

1991 год. О том, что Ленин, на самом деле, гриб и радиоволна, стране объявили два Сергея. Шолохов и Курехин. До этого были: живая корова на сцене БКЗ, динозавры, вопиющие по тем временам показы мод в рамках концерта. То, что будет происходить на сцене в следующую секунду, не знали даже и сами участники «Поп-механики». И всё это Курёхин придумывал за этим фортепиано, которое сегодня — один из центральных экспонатов выставки, посвященной 70-летию со дня его рождения.

Мы встретились с вдовой Сергея Курехина в небольшом помещении на Лиговском проспекте. Здесь сейчас находится центр современного искусства имени Курехина, конечно же. А на Васильевском завершается реконструкция нового масштабного здания, в бывшем кинотеатре «Прибой». Сюда в скором времени переедет центр Курехина. Это будет точка притяжения современного, актуального и интересного искусства. Работы выполнены уже на 90 процентов. В этом лично убедился губернатор Александр Беглов во время выездного совещания.

Работы, которые планировали в 2016-м, не состоялись. И только в 2021-м  после личного вмешательства губернатора Александра Беглова  был утвержден новый проект. В результате реконструкции площадь здания увеличится вдвое. Появятся малый театральный зал, гримёрки, творческие цеха, в том числе студии телевидения и звукозаписи. А еще кафе, панорамный ресторан, музеи рок-культуры и медиамеханики. Главным украшением центра станет зал-трансформер на 1200 мест. Работы идут по графику в рамках адресной инвестиционной программы, завершатся в конце декабря этого года. Вот так Петербург не просто сохраняет, но и развивает то, что всегда было отличительной чертой города — особое, уникальное искусство. Которое нужно знать, изучать и любить.

Да, особое дыхание, особая атмосфера. Особые мы — петербуржцы. Этот город всегда иначе видел жизнь, людей и их истории. Иначе — значит шире, масштабнее. Город, который породил великий феномен — нонконформизм. И этот феномен современный Петербург не просто понимает, но сохраняет,  ведет в будущее. Петербург — ковчег мировой культуры. И плыть ему вечно. И жить ему — вечно.