Что сейчас реставрируют в нашем городе? И как на это можно не просто посмотреть, но и буквально заглянуть глаза в глаза? Репортаж Натальи Медведевой.
ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Продолжим тему реставрации. Бывало так, что вы идёте по городу и вдруг чувствуете, что кто-то на вас смотрит. Поднимаете голову и видите какое-нибудь лицо на фасаде, или морду мифического животного, или Мефистофеля, сложившего руки и смотрящего на вас сверху вниз. Это маскароны. Элементы фасада с изображением масок – людей, зверей, мифических героев. В этом плане Петербург – самый уникальный город в мире. 19 тысяч маскаронов официально зарегистрировано в нашем Петербурге. 19 тысяч! Это целый населённый этими образами город в городе. И они все разные. Интересные. Красивые. Добрые. Страшные. Чудовищные. Фантасмагорические, одним словом, неповторимые. Давайте пройдём по этому городу образов и заглянем, в буквальном смысле, глаза в глаза. Наталья Медведева продолжит тему».
Владимирский проспект, дом 19. Поднимаемся на отметку 16 метров. К атлантам. Фасад дома, а значит и маскароны, не ремонтировали 20 лет. Их главный враг – петербургский климат. Вода, что стекала с кровли, лишила Атланта штукатурки. На руках и лице.
Так может быть только в Петербурге. Возвращение прежнего облика для фигуры на высоте 16 метров. И пусть с земли мы не сможем разглядеть все детали. Главное сейчас, на этом историческом доме, есть, что сохранять.
Так дом 72 на 9-ой линии Васильевского острова выглядел в 60-е. А так – сейчас, под лесами голые стены. На фасаде вообще отсутствует декор. Его восстановят к концу году. В том числе двухметровый маскарон.
Это его уменьшенная версия. Масштаб 1 к 5. Проект маски ещё не утвердили. Реставраторы ломают голову – кто это? То ли леший, то ли водяной.
Жанры масок определяла эпоха. Барокко – самая богатая на маскароны. В декорации домов – маски львов и людей. Они задают тон. В классицизме маскароны однообразные, типовые. На фасадах появляются лики античных богов и героев. В эпоху модерна здания украшают безымянные женские лица. Загадочные, таинственные персонажи. С разными эмоциями. И теперь благодаря маскаронам можно определить назначение здания.
У каждого из них своё настроение, свой характер. Они общаются с нами. Смотрят на нас с фасадов. А мы, если станем внимательнее, сможем увидеть их.
А ещё – услышать Петербург. Это Никита, профессиональный скрипач. Он уверен – город звучит. У каждой маски свое настроение. А значит, свой голос. Музыкальный.
Каждый фасад – это история. Отдельный мир. Здесь кипят страсти. Две маски. Мужчина и Женщина. Смотрят друг на друга с разных концов площади. Чем не любовь на расстоянии?
Достаточно внимательнее посмотреть на фасады. И нам открывается совершенно другая вселенная. Непонятная. Необычная. Здесь можно попасть в таинственный, загадочный лес. На карнавал животных. Макси наводят ужас. Пугает так, может позавидовать вселенная Стивена Кинга. Все это параллельная реальность, которую мы не замечаем. Даже если проходим мимо. Хотя иногда это и к лучшему.
Помните, в 2015-м сбили Мефистофеля с дома Лишневского. Эта история превратилась в детективный сериал. Крылатого демона спасал весь город. Фигуру собирали по кусочкам. На 3D- принтере. До миллиметра.
Всё для того, чтобы демон в человеческом обличье не утратил своей индивидуальности. Маскароны в городе на особом контроле. У петербургских зданий есть научные паспорта. В них все: от конструкций и материалов до декоративных элементов.
В паспорте – сухие факты. Перечисление объектов без художественной ценности. И чтобы не утратить лики Петербурга, сохранить их такими, какие они есть сейчас – особенно важно их восстанавливать. Вовремя.
Мы живем в городе. Общаемся с ним. А город общается с нами. И маскароны – это один из способов коммуникации. Это язык, на котором разговаривает Петербург. Он пугает, впечатляет, вдохновляет. Он может быть в виде античных ликов. Прекрасных девушек. Животных. Это завораживающий, неповторимый язык. И нигде, кроме как в Петербурге, в таком количестве этот язык не найдешь.