ИЛЬЯ ШЕВЧЕНКО, корреспондент:

Александр Сергеевич Пушкин здесь — не в центре, совершенно точно. Главное здесь – дух поэта. Его эмоции передаются явно беспокойным пейзажем. Такой подход к изображению великого поэта характерен для XX века. И на выставке можно изучить, как ещё образ Пушкина менялся с течением столетий.

Экспозиция приурочена к 225-летию Александра Сергеевича. Классические работы здесь соседствуют с новаторскими. Эта – выполнена в середине прошлого века. Копия знаменитого полотна Репина «Пушкин на экзамене в Царском селе». А в другой части выставки – нетрадиционное исследование пути поэта, проведённое в 80-х.

АЛИСА НАГОРСКАЯ, заместитель директора по внешним связям и развитию ЦПКИО им. С. М. Кирова:

Выставка-повествование о жизни гения – с детства, с его лицейских годов, с ссылок, событий в государстве, которые так или иначе влияли на его творчество. На то, как изменялся он в изображениях, представленных на выставке. Отдельно надо сказать о замечательных иллюстрациях к произведениям и о полотнах, сюжет которых родился под впечатлением от творчества Александра Сергеевича Пушкина.

Около двух сотен работ: живопись, графика, скульптура – даже стеклянная. Произведения и из собственных фондов Елагиноостровского дворца, и из частных собраний. Почти половину всех экспонатов предоставил Всероссийский музей Пушкина.

ОЛЬГА ЗАХАРОВА, заместитель директора по хранению Всероссийского музея А. С. Пушкина:

Мы не просто подбирали каждую отдельную работу, чтобы она была интересной, а чтобы можно было выстроить целый рассказ. Имя Пушкина в нашем искусстве – оно очень значимо. Потому что каждое поколение художников обращается к его фигуре. Первые изображения Пушкина появились ещё при его жизни.

Портрет авторства Тропинина – как раз такая работа. Пушкин – на вершине славы. Ясное, выразительное лицо. Современники отмечали удивительное сходство написанного с подлинником. А это – полотно художника XXI века.

ИЛЬЯ ШЕВЧЕНКО, корреспондент:

Ваша работа называется «Счастье». Но счастья большого мы как будто на лицах героев как будто не видим.

ГЕННАДИЙ БЕРНАДСКИЙ, художник:

Да, к сожалению, наверное, так и есть, хотя Пушкин довольно длительное время в своей жизни искал именно счастье для себя. Пушкин очень много работал. И в конце концов стал тяготиться, он себе немножко по-другому представлял счастье. На свете счастья нет, а есть покой и воля.

Посетители выставки смогут не только изучить образ Пушкина былых столетий и Пушкина дня сегодняшнего. Запланирован цикл лекций, посвящённых загадкам биографии и творчества поэта. Их проведёт автор программы «Пушкин. Наше. Всё» на телеканале Санкт-Петербург Дарья Богдашкина.

ДАРЬЯ БОГДАШКИНА, автор программы «Пушкин. Наше. Всё»:

Когда родился поэт, какое число написано в его метрической книге, например? Это не будут какие-то лекции про этапы жизни и творчества поэта. Это будут именно вот такие интересные разговоры, размышления, когда мы будем вместе искать и разгадывать то, что нам оставил поэт.

Первая лекция-размышление пройдёт в сентябре. А изучить всю выставку, «галерею образов» Пушкина, словно собранную его друзьями и поклонниками, можно до 6 октября.