В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Татьяна Могильникова, психолог.

Василий Киров, ведущий: Каждый третий конфликтует с коллегами из-за кондиционера в жару, а почти половину работающих в офисе беспокоят постоянные споры из-за микроклимата. Одним душно, они включают охлаждение на полную мощность, другие не согласны и боятся простудиться и требуют поднять температуру.

Людмила Ширяева, ведущая: Как предотвратить «климатические дуэли» в офисе? Обсудим с психологом. На самом деле есть регламент, когда определяется температура воздуха согласно времени года, климатической зоне, в которой вы и мы живем. Но смотрите, если все-таки такой вариант невозможен по ряду причин, то как вам такая возможность взять и назначить главного по пульту кондиционера в офисе?

Татьяна Могильникова, психолог: Хороший вариант. Самое главное, чтобы того, кого не назначили, не был общим не любимцем, потому что если назначат того человека, которого не любят, то, к сожалению, это обернется большой войной.

Василий Киров, ведущий: На самом деле мы приведем свой личный пример. У нас действительно с Людмилой такие возникают разногласия: Людмиле всегда хочется выключить кондиционер, а мне, наоборот, всегда хочется его включить, потому что душно. Я, честно, покорно соглашаюсь с выбором Людмилы. Как быть в таких ситуациях?

Татьяна Могильникова, психолог: Когда возникают разногласия, важно осознать, что у каждого человека свои предпочтения по температуре, и договориться кто в чем в офис ходит — это наиболее простое решение в данной ситуации. Во-вторых, может помочь корпоративная культура. То есть, если есть определенный дресс-код, то можно попросить решить этот вопрос на уровне руководства, когда начальство может рекомендовать определенный дресс-код, тогда люди не смогут ходить, например, слишком открыто или слишком закрыто. Третий момент, нужно помнить, что у каждого человека свой ресурсный эмоциональный статус. То есть вопрос может быть не в кондиционере, а в том, что у человека, например, не хватает серотонина или дофамина.

Людмила Ширяева, ведущая: Что вы имеете в виду?

Татьяна Могильникова, психолог: Сейчас белые ночи, и у многих людей есть сложности с гормоном дофамином, потому что просто нет темных ночей. То есть не вырабатывается гормон в достаточной форме, поэтому, в принципе, может помочь просто blackout, когда все закрыто или маска на глаза во время сна. Тогда человек просыпается, он хорошо высыпается и у него нет желания выяснять отношения.

Людмила Ширяева, ведущая: В офисе, например, возможен ли такой вариант, что по случаю кондиционера собирается собрание, прям вынести его на голосование. Кто должен быть инициатором этого собрания?

Татьяна Могильникова, психолог: По моему мнению, важно заранее предпринимать действия перед возникновением ситуации. Мы знаем, что лето повторяется ежегодно. Если в прошлом возникала подобная проблема, то мы предпринимаем меры до возникновения конфликта. Если же в прошлом проблемы не было, а новый сотрудник появился или регламента не было, то лучше всё же провести собрание и обсудить, хотя есть один нюанс. Иногда в коллективе есть человек, который не может высказывать своё мнение публично, поэтому более эффективно будет пообщаться с ним наедине. Здесь всегда нужно соблюдать субординацию и учитывать мнение всех.

Василий Киров, ведущий: Всегда, на самом деле, даже по итогам такого собрания найдутся люди, которые будут недовольны с решением. Есть ли смысл устроить какое-то анонимное голосование за кондиционер или нет? Имеет ли это какое-то значение?

Татьяна Могильникова, психолог: Мне кажется, разжигать войну не надо. Нужно просто научиться себе помогать в этой ситуации. Если в коллективе вам не нравится слишком высокая температура, вы можете воспользоваться мини-кондиционером или мини-вентилятором. Если вы замерзаете из-за холода от кондиционеров, то стоит позаботиться о себе. Не забывайте, что это ваше рабочее место, поэтому важно устроить его так, чтобы вам было комфортно эмоционально и физически. Анонимные голосования, большие собрания и обсуждения могут вызывать напряжение, особенно если проблема не решается.

Людмила Ширяева, ведущая: Татьяна, конфликт же бывает в острой фазе, когда идут прямо офисные войны, а бывает такой вялотекущий, когда что-то там непонятно. Когда начальнику лучше подключаться к решению и разруливанию данной конфликтной ситуации?

Татьяна Могильникова, психолог: То есть, если этого не случилось до конфликта, и война уже наступила, то здесь хорошо, как раз подойдет собрание. Дальше дать общие рекомендации по режиму дня сотрудников — сначала дать рекомендации по еде, воде и сну для того, чтобы все могли почувствовать, что руководство заботится о коллективе. Потом уже предложить какие это варианты, конкретно каждому и если есть «трудный» сотрудник, тогда уже наедине с ним.