В Эрмитаже продолжается проект «Цифровое искусство». В его рамках завершилась реставрация работы Лукаса Кранаха Старшего «Венера и Амур», которая вернулась на свое место в зал искусства Германии XV–XVIII веков.

«Здесь прекрасная реставрационная работа, которую мы представляем, но одновременно представляем проект того как новейшие технологии могут использоваться для науки, культуры, искусства. В данном случае, это создание арт-токенов, NFT, в котором мы всегда были передовиками. Сейчас мы имеет технологию, полностью выверенную, которая соответствует новым технологиям и законам. Это создание токена предыдущих наших реставрационных работ – три фрески работы школы Рафаэля, которые были токенизированы. Был создан токен, рассказывающий об этапах их реставрации. Он был продан и эти деньги использовались для реставрации Кранаха», – отметил генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Картина «Венера и Амур» была написана в 1509 году, когда Лукас Кранах знакомится с Мартином Лютером и попадает под влияние его реформаторских религиозных идей. Кранах стал первым немецким художником, изобразившим обнаженную языческую богиню. Исследование картины в инфракрасных лучах позволило увидеть первоначальный авторский рисунок кистью. По задумке мастера, Венера закрывала Амуру глаза. Но художник так поменял это движение, что мы знаем композицию совершенно иной. Последняя комплексная реставрация была проведена в 1850-м году, когда полотно перевели с дерева на холст. Но старые реставрационные лаки требовали нового вмешательства.

«Масса утрат. Как будто бы на картине идет снег. Потому что старые утраты были запылены белым грунтом. Многим даже нравилось, потому что придавало некий новый смысл. Такие разного размера белые точки по изображению фигур. Фон пострадал чуть меньше. Перевод помог сохранить картину в таком виде, и надо сказать, что мы очень довольны результатом и даже сохранностью, несмотря на все эти трудности», – отметил художник-реставратор Лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа Максим Лапшин.

По истории реставрации Кранаха тоже будет создан арт-токен. Вырученные от продажи средства пойдут на реставрацию китайского зеркала и предметов туалетного набора к нему из собрания Екатерины Великой.
В Главном же Штабе Эрмитажа не реставрация – творческая реконструкция образов и мотивов гения французского импрессионизма. Выставка «Русский балет. Приношение Эдгару Дега. Фотографии Юрия Молодковца». Многослойный оммаж, объединяющий разные искусства. В современной авторской фотографии получили развитие не только приёмы знаменитого мастера, его образы застывшего танца по сей день определяют манеру видения балета – в кадре, через объектив. Знаменитый фотограф Эрмитажа как бы следовал за художником в своем исследовании. Его оценил Павел Богданов.