Начнем с масштабного, вернее, тотального. В Главном штабе Государственного Эрмитажа открылась выставка «Илья и Эмилия Кабаковы. «Памятник исчезнувшей цивилизации».
Выставка, к слову, не совсем верное слово, скорее — работа, говоря словами, которые ввели в обращение сами авторы — тотальная инсталляция. Илья Кабаков придумал форму, в которой зритель оказывается внутри произведения. Когда произведением по сути являются не только созданные художником работы, но и само помещение их вмещающее, его пространство, акустика. Запахи, даже сами посетители. В пределе — это весь зал, а то и музей.
Вроде того, что придумали авторы, воплотили в одной из самых больших своих инсталляций — да, целого музея воспоминаний о стране их молодости, исчезнувшей с карт — Советском Союзе. Памятник ушедшей цивилизации, по их фантазии, ему полагалось помещаться где-то под землей. Как курган, такой образ подобрал для проекта Михаил Борисович Пиотровский. Как раскопки древнего поселения, он больше рассказывает о быте, чем о парадных церемониях и больших войнах. Поэтичная цитата из вступительной статьи: о слитых вместе утопиях и мечтах, бытовых неурядицах и грусти примитивного бытия… исчезнувшей цивилизации — Виктор Высоцкий.