Уникальная по своему масштабу экспозиция в Михайловском замке — «Империя после Петра. От Екатерины Первой до Елизаветы Петровны». Внушительный период государственной истории. Вот так вот, как вехами обозначенный именами ее участников, вернее, действующих лиц и исполнителей национальной легенды о государственности ее императорской части. Я имею в виду, что история как наука живет в хмуром сознании ученых, даже из самых эмоциональных документов они компилируют лишь факты, другое дело — в общественном сознании.
История — драматический спектакль, гении и злодеи, игры престолов. ход королев. И ученый объяснит, что, скажем, основополагающая «петровская» легенда о царе- преобразователе — эмоциональная беллетризации эпохи, придуманная при Екатерине Второй. Не таким уж ломателем устоев был Петр, не так уж прорубался в Европу, не так уж блистательны были «прогрессорские» устремления его и его последователей. И все же именно субъективное преломление истории так ценят в художественных музеях — ядром экспозиции стали живописные, изобразительные работы в разных жанрах. И здесь историцизм играет оформительскую роль.
Путешествуя от работы к работе, вы начинаете замечать не только то, что рисовали художники, но и как они рисовали, и почему так, а затем начинаете замечать, как они сами относятся к тому, что рисовали именно так… И так до бесконечности — это удивительное, особое удовольствие, которое дарят приключения мысли! И если мне не удалось вас завлечь — еще попробует Катерина Картузова.