АЛЕКСАНДР КОРСАКОВ, фонтанный мастер ГМЗ «Петергоф»:

Работа фонтанного мастера чаще всего проходит за кулисами, под землёй, в этих гротах. Кирпичной кладке — 300 лет, фонтанная система сама три века уже стоит и функционирует. И ты чувствуешь, что ты продолжаешь это ремесло, дело. Даже есть у нас фонтанные мастера, которые учились от своих отцов, то есть есть какая-то наследственность.
Испытываешь, гордость, ответственность, это очень сильно поднимает твой дух, и ты не устаёшь от работы. Петергофская фронтальная система крайне надёжная, она простая в своей сути, но она требует человеческого внимания. Используем мы самые обыкновенные задвижки, самые обыкновенные трубы. Всё у нас действует благодаря нашим рукам, глазам, смекалке.
До включения у нас есть два часа. Нам нужно привести всю свою территорию в порядок, мы её чистим, убираем и за ней следим, мы обслуживаем фонтаны, мы готовим их к запуску. На каждую фонтанную трубу, на каждую струю у нас есть своя определённая задвижка. Мы можем рисунок фонтанов менять: каждую струю чуть понять, чуть опустить, чуть изменить направление фонтанной струйки. Может быть ветреная погода — мы фонтаны опускаем. И ещё обеспечиваем движение экскурсии по нашему музею, мы включаем им фонтаны шутихи. Фонтанный мастер тоже должен быть психологом в каком-то виде, он должен знать, когда этот фонтан нужно включить, для кого нужно включить. По лицу человека понять, кому не хочется обливаться.
Мой любимый фонтан — супер банально — фонтан Самсон. Самый высокий фонтан в Петергофе, самый мощный. И никаких проблем он мне никогда не доставляет. И он стоит, каждый день его не нужно ровнять, его не нужно регулировать — просто идеально.