В гостях у программы «Утро в Петербурге» Сергей Ситкин, директор Департамента производственных решений ЦРПТ-оператора государственной системы маркировки «Честный знак» и Роман Медведев, эксперт по маркировке для бизнеса на маркетплейсах.
Марианна Дьякова, ведущая: В этом году расширяется перечень товаров, которые подлежат обязательной маркировке через государственную систему «Честный знак». В него войдут слуховые аппараты, компьютерные томографы, велосипеды и многое другое. Задача такой маркировки — убрать с рынка теневых, недобросовестных игроков. Ведь распространение некачественной и контрафактной продукции продолжает оставаться серьёзной проблемой как для потребителей, так и для добросовестных производителей. Маркировка «Честный знак» существует уже несколько лет, но некоторые потребители до сих пор не понимают, что она значит. О чём же говорит нам эта маркировка?
Сергей Ситкин, директор Департамента производственных решений ЦРПТ-оператора государственной системы маркировки «Честный знак»: Система «Честный знак» — это система маркировки и прослеживаемости товаров. Начиная с 2019 года маркировка вводится в различных товарных категориях, и на сегодняшний день порядка 16 категорий находится в эксперименте, а в 17 категориях уже введена обязательная маркировка. Систему реализует Центр развития перспективных технологий по поручению государства. Работа системы заключается в том, что каждой единицы товара присваивается свой уникальный код. Мы, как потребители, видим этот код в формате DataMatrix — кода, квадратного кода, который наносится сейчас на упаковку. Соответственно, этот код фигурирует в системе, и по факту система является цифровым двойником отраслей, которые сейчас находятся в обязательной маркировке. Говоря про защиту потребителя, непосредственно один из мощных инструментов — это разрешительный режим на кассы, когда касса, прежде чем продать товар, обращается в систему «Честный знак». Запрашивает всю необходимую информацию по товару и спрашивает: «Можно ли продать товар? Есть ли какие-то вопросы или нюансы в данном товаре? Есть ли разрешительная документация? Легального ли происхождения товар?».
Марианна Дьякова, ведущая: Как долго по времени происходит эта проверка?
Сергей Ситкин, директор Департамента производственных решений ЦРПТ-оператора государственной системы маркировки «Честный знак»: Сейчас разрешительный режим запущен в товарных категориях, и мы, как потребители, видим, как это быстро происходит.
Николай Растворцев, ведущий: На какой срок вы даёте маркировку «Честный знак»? Не расслабляются ли производители после получения маркировки для экономии средств и получения большей прибыли?
Сергей Ситкин, директор Департамента производственных решений ЦРПТ-оператора государственной системы маркировки «Честный знак»: Качество продукции регулируется несколькими информационными системами. В качестве примера скажу, что интеграция «Честного знака» системы Ветеринария позволила снизить уровень фальсификата молочной продукции в 150 раз. В 2022 году мы имели порядка 30% нахождения такой продукции с признаками фальсификата, а на сегодняшний день это 0,2%. Процесс по снижению уровня фальсификата продукции идет на спад.
Марианна Дьякова, ведущая: Как контролируется качество товаров на маркетплейсах? Что делается в этом направлении?
Роман Медведев, эксперт по маркировке для бизнеса на маркетплейсах: На Петербургском экономическом форуме был подписан документ, в котором «Честный знак» и один из маркетплейсов подписали документ, который позволяет регулировать качество товара, не передавая напрямую через Роспотребнадзор, а получая сразу право передать его в «Честный знак». Что максимально ускоряет процесс в плане контроля любой продукции.
Николай Растворцев, ведущий: Правильно ли разделение на товарные категории для получения «Честного знака»? Возможно ли по собственному желанию получить маркировку, если товара нет в рекомендованной категории?
Сергей Ситкин, директор Департамента производственных решений ЦРПТ-оператора государственной системы маркировки «Честный знак»: Решение о маркировке товара принимает непосредственно государство и Правительство. После того как обращается бизнес либо после фиксации того, что в данной отрасли повышенный уровень фальсификата, либо контрафакта, тогда происходит решение о запуске маркировки в данной товарной категории. Всё это происходит достаточно плавно для бизнеса. Прежде чем товарная группа перейдёт в обязательную маркировку, всегда идёт этап эксперимента. Эксперимент — это как раз тот предварительный этап тестирования, когда все участники оборота товаров могут протестировать свои бизнес-процессы и тем самым бесшовно внедрить маркировку в свои текущие процессы. Все эти процессы никак не отражаются на их бизнесе.
Николай Растворцев, ведущий: Как к этому относится бизнес?
Сергей Ситкин, директор Департамента производственных решений ЦРПТ-оператора государственной системы маркировки «Честный знак»: За счёт того, что этапы идут поэтапно и запускаются плавно, у бизнеса есть достаточно времени. Относятся они к этому нормально. Сейчас уже многие товарные категории понимают абсолютные преимущества внедрения системы маркировки. В парфюмерной продукции доли нелегального оборота сократились на ⅕, в товарной категории «обувь» — сокращение на ⅓, а в товарной группе «шины и покрышки» — доля контрафакта сократилась в два раза. Система «Честный знак» — это существенное преимущество, которое получает бизнес.
Марианна Дьякова, ведущая: Как фиксируются нарушения? Как вы внедряетесь в какую-то сферу с «Честным знаком»?
Сергей Ситкин, директор Департамента производственных решений ЦРПТ-оператора государственной системы маркировки «Честный знак»: Существует ряд регулирующих органов, которые осуществляют проверки тех или иных юридических лиц. Система маркировки владеет всей информацией по рынку и позволяет точечно посмотреть на то или иное предприятие, зафиксировать нарушения и точечно его проверить. Добросовестный бизнес, который работает открыто, не испытывает никаких сложностей с дополнительными проверками. Решение о запуске маркировки той или иной товарной группы принимает правительство, а мы, как система достаточно гибкая, подстраиваемся под любую товарную категорию, которая находится в обязательной маркировке.