«Балет. Притяжение» — новая выставка в Санкт-Петербургском Музее театрального и музыкального искусства. В трех залах — история парных танцев: от эпохи барокко, когда танцующие, не смели брать друг друга за руки, держались за края платков или ветви деревьев, до страстных дуэтов XX века и новой телесности современного балетного искусства.

Фотографии и интервью танцовщиков наших дней: они размышляют о природе парного танца. Четыре кабинки, восемь размышлений, и нет, в каждой из кабинок не представлены балетные пары в их классическом понимании. Выбор всякий раз — случаен. Как в современном балетном мире, где солисты часто меняют партнеров, добиваясь уникальных прочтений и сочетаний.

Пожалуй, только XX век оставил нам память о знаковых балетных парах. На выставке девять ярких примеров. От декадентского дуэта Нижинского и Иды Рубинштейн до экспрессивного Аллы Осипенко и Джона Марковского. Между ними и романтический дуэт Галины Улановой и Константина Сергеева, и золотой «блокадный» Сахновской-Гербека, и мимолетный Барышникова и Бессмертновой. Их па-де-де из второго акта «Жизели» было снято на Ленинградском телевидении, но запись была утеряна, остались лишь фотографии Нины Алаверт с этих съемок.

И, конечно, венчает панораму — главный отечественный дуэт XX века – Владимир Васильев — Екатерина Максимова. Если говорить о влиянии, они к современным танцовщикам ближе всех.