В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Николай Скрылёв, участник экспедиции.

Василий Киров, ведущий: Дайверы Центра научных исследований 1 XPEDITION обнаружили на дне Ладожского озера судно финского производства конца XIX-начала XX века. Корабль мог быть пиратским. Насколько такая находка оказалась неожиданной или искали конкретно это судно?

Николай Скрылёв, участник экспедиции: Находка была неожиданной. Она была найдена в прошлом году во время картографирования Ладожского озера, а обследована только в этом году.

Людмила Ширяева, ведущая: Как увидели на снимках судно, если глубина залегания 34 метра?

Николай Скрылёв, участник экспедиции: Корабли находят на разных глубинах. Для дайверов погружения на такие глубины сложны, но возможны. Предельная глубина там 50-60 метров.

Василий Киров, ведущий: Что может указывать на пиратское прошлое этого судна?

Николай Скрылёв, участник экспедиции: На это указывает изображенный с двух сторон судна символ – «левиафан», но это одна из версий. Также это похоже на изображение морского существа с короной в виде ракушки над головой. Изучив исторические факты, можно также утверждать, что данное судно занималось добычей или перевозкой жемчуга. В Карелии активно велась добыча жемчуга, и он очень высоко ценился. Добывали его на карельских реках, в реках Ладожского озера и Беломорско-Балтийского бассейна.  

Людмила Ширяева, ведущая: Насколько хорошо сохранился корабль, и как он поддаётся раскрытию тайн?

Николай Скрылёв, участник экспедиции: Проведена только первая экспедиция. Следом приступят к работе археологи и всё изучат. Сохранность вещей и корабля очень хорошая. Однако имеются разрушения рубки судна. Возможно, был взрыв и пожар.

Василий Киров, ведущий: Известно, что на судне найден жемчуг. Какие ещё сокровища там есть?

Николай Скрылёв, участник экспедиции: Драгоценности мы не трогали, они остались на дне. Мы подняли для изучения корабельную рынду, несколько керамических сосудов, фарфоровый умывальник, элементы судового декора, телеграф и кирпичи от камина с надписями «HOGANAS». Последнее говорит о том, что стройматериалы — это огнеупорные силикатные кирпичи шведского производства, их делали в одноименной деревне в провинции Сконе на юге Швеции.

Людмила Ширяева, ведущая: Почему оставили сокровища на глубине?

Николай Скрылёв, участник экспедиции: Потому что это объект подводного культурного наследия России.

Василий Киров, ведущий: Надёжно ли охраняется сейчас судно, и какова его дальнейшая судьба?

Николай Скрылёв, участник экспедиции: Корабль омывается водами Ладожского озера, это самая надёжная защита.

Людмила Ширяева, ведущая: Много ли ещё тайн хранит Ладога?

Николай Скрылёв, участник экспедиции: Судоходство на Ладоге было со времён Древней Руси, это был путь «из варяг в греки». Все торговые пути в Санкт-Петербург лежали по Ладоге. По рекам Свирь, Волхв спускались корабли в Ладожское озеро. Существовали и пиратские деревни в XVI-XVII веках, которые занимались грабежом торговых судов. В начале прошлого века ещё было упоминание о невских пиратах, что грабили суда на Неве и Ладожском озере. Именно поэтому и появилась версия о пиратском судне.