В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Татьяна Косоурова, заведующая сектором декоративно-прикладного искусства Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа.

Дарина Шарова, ведущая: Продолжаем наблюдать за тем, как развивается важнейший релиз этого эрмитажного года. Выставка «ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века».

Михаил Спичка, ведущий: Всё, что создано Снейдером, очень интересно, а во многом и аппетитно. Привлекает внимание и ценителей искусства, и даже дилетантов. Ведь стиль барокко, в котором творили мастер и его последователи, — это не только живопись, но и декоративно-прикладное искусство. Почему эта выставка в Эрмитаже считается проектом года?

Татьяна Косоурова, заведующая сектором декоративно-прикладного искусства Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа: Выставка очень интересная и роскошная. Эрмитаж показывает большое количество предметов из фондов. Собрали и аккумулировали целый пласт картин.

Дарина Шарова, ведущая: Прикладное искусство в первую очередь о бытовых предметах. Когда появилась тенденция делать простые, обыденные, повседневные вещи красивыми?

Татьяна Косоурова, заведующая сектором декоративно-прикладного искусства Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа: В Италии уже в XVI веке были роскошные парадные сервизы из майолики. Тенденция продолжилась в XVII веке.

Михаил Спичка, ведущий: Почему именно Фландрия в XVII веке стала одним из центром производства предметов прикладного искусства в Европе?

Татьяна Косоурова, заведующая сектором декоративно-прикладного искусства Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа: Все эти художественные ремёсла были традиционными для Фландрии. Прежде всего, это производство шпалер. В XVI веке Римские папы заказывали в Брюсселе шпалеры, но в XVII веке изменился стиль, и этот стиль барокко внёс совершенно другую ноту в искусство шпалер. Появились широкие бордюры, которые занимали ⅓ ковра, и пластическое, объёмное решение самой композиции. Всё это ввёл ещё Рубенс.  

Дарина Шарова, ведущая: Какую роль они играли, и каковы отличия от современных ковров? 

Татьяна Косоурова, заведующая сектором декоративно-прикладного искусства Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа: Шпалеры появились в конце XIII века в Европе. Изначально, это безворсовый тканый настенный ковёр с сюжетными и орнаментальными композициями. Сначала ими утепляли стены замков, потом они стали превращаться в элементы декора интерьеров, и даже дипломатические подарки.

Дарина Шарова, ведущая: Какова их роль именно на этой экспозиции?

Татьяна Косоурова, заведующая сектором декоративно-прикладного искусства Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа: Они воссоздают тот самый интерьер, в котором проходила эта жизнь.

Дарина Шарова, ведущая: Побывав на этой выставке, создалось впечатление, что пространство оформлено в стилистике рынка и создает рыночную атмосферу. Заложено ли было это концептуально?

Татьяна Косоурова, заведующая сектором декоративно-прикладного искусства Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа: Дизайнеры сделали всё очень интересно и разделили выставку на несколько зон. При входе в Николаевский зал вы попадаете сначала в кабинет учёного, где собраны те предметы, которые модно было коллекционировать в XVII веке: изделия из слоновой кости, диковинки, что привозили из разных стран, кабинеты. Мы привыкли думать, что кабинет — это пространство, а ранее это был предмет мебели, в котором хранили документы. На выставке представлен интересный образец кабинета, которым славился Антверпен в XVII веке, с живописными вставками и даже вышитыми вставками внутри кабинета. Из кабинета учёного мы попадаем как будто на улицу Антверпена. Нас сопровождают приглушенные тона, и мы можем пройтись по этой улице. Вдали виднеются арки, намекая на архитектуру, и дают нам возможность любоваться лавками, в которых предлагают различные товары и живность.

Дарина Шарова, ведущая: Является ли демонстрация отличий Фландрии от Голландии одной из задач экспозиции?

Татьяна Косоурова, заведующая сектором декоративно-прикладного искусства Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа: Естественно.  В Голландии, после революции, в конце XVI века произошло разделение по религиям. Север — это протестанты, а юг остался под эгидой католической церкви. Фландрия — это современная Бельгия. Страна поменяла свое название в XIX веке. В XVII столетии Фландрия развивалась в стиле эпохи барокко. Для больших дворцов писались большие картины и присутствовал шарм радости жизни. В отличие от протестантов, что были более строги и эстетичны. Стиль барокко присутствует, именно во Фландрии. Тон всему этому задал ещё Рубенс своим жизнелюбивым искусством, а его последователи, коим являлся и Снейдерс, прекрасно воплотили это в жизнь.

Михаил Спичка, ведущий: Эрмитаж представил не просто выставку картин, а целое пространство, что нас и погружает в искусство жизни. Почему это важно увидеть именно сегодня?

Татьяна Косоурова, заведующая сектором декоративно-прикладного искусства Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа: Сейчас сложная обстановка, и многие люди погружены в свои проблемы. Присутствует оттенок пессимизма. Внести эту радостную нотку было нужно и полезно. Люди приходят в музей с разными намерениями: отдохнуть, увидеть что-то прекрасное, настроиться на радость жизни. Поэтому в этой выставке больше звучит нота радости жизни, а не уходящего момента. Здесь прославление жизни, ведь это сейчас так необходимо.