На почтовой станции в Выре Пушкин останавливался ни раз, чтобы переменить уставших лошадей на свежих по дороге в своё любимое Михайловское. Ожидание могло и затянуться, если вдруг на станцию прибыл царский гонец или почтовый служащий и забрал последнюю тройку.
Ольга Коноплёва, главный хранитель Музея «Дом станционного смотрителя»:
Ямщик, подъезжая к почтовой станции трубит в рожок, давая таким образом знать, что он везёт фельдъегеря или курьера с важным поручением. И здесь, на почтовой станции, ему уже готовили тройку лошадей. Чтобы больше 10 минут фельдъегерь здесь не задерживался.
Кстати, рожок, заимствованный из Пруссии, хоть и стал символом почты, в наших широтах не прижился. То ли дело поддужный колокольчик, заслышав звон которого путники должны были уступать дорогу почтовой тройке.
Пушкинская эпоха совпала с рассветом русского тракта. Империю покрыла сеть из трёх тысяч почтовых дорог. Корреспонденцию же доставляли в специальные почтовые дни. Например, петербуржец получал письма из Москвы по вторникам и субботам, а его ответ приходил в понедельник или четверг.
Важное событие случилось 190 лет назад. Во вторник, 17 января 1833 года в Петербурге открылась первая в России городская почта. Так что Пушкин в соседней лавке, где был приёмный пункт мог оставить своё послание. Оттуда оно попадало на почтамт, а затем на адрес. Правда, тогдашнее письмо мало походило на знакомое нам.
Ольга Коноплёва, главный хранитель Музея «Дом станционного смотрителя»:
Раньше письма отправляли по весу. Ваше письмо заворачивали в бумагу, опечатывали сургучом и только после этого взвешивали. Вот стоят весы. Мера веса в лотах. Каждый лот — это 12,8 грамма. И за каждый лот платили 10 копеек. В общем-то дороговато было отправить письмо, поэтому даже богатые люди отправляли с кем-нибудь. Говорили — с оказией.
Промышленный век менял потребности и скорости. Из Англии пришла мода вначале на конверты, а затем и на марки. Отныне было достаточно наклеить марку на письмо и дойти до ближайшего уличного почтового ящика. Позаботились и о почтовом служащем.
Ольга Коноплёва, главный хранитель Музея «Дом станционного смотрителя»:
Например, вот такой валик стеклянный, он лежит в ванночке. В эту ванночку наливали воду, марочку по валику прокатят и приклеивают.
Научно-технический прогресс вытеснил ямщика. И колокольчик почтовой тройки уже давно не сообщает о прибытии долгожданной корреспонденции. Да и послания стали больше виртуальными. Но удалая птица-тройка так и осталась одним из признанных символов России.