Белые ночи можно увидеть в сотне мест на севере планеты. Но приезжают за ними именно в Петербург. Репортаж Полины Ганичевой.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«А теперь бросаем обычный Петербург при обычном дневном свете и устремляемся в ночной Петербург. Наш следующий репортаж — про белые ночи. Про то, как, «не пуская тьму ночную на золотые небеса, одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса». Что происходит за это короткое время, в течение которого длится белая ночь? Что происходит с нашим городом? И почему он абсолютно другой? Давайте попробуем понять, измерить и увидеть этот Петербург за этот очень короткий срок, который называется «Белая ночь». Белая ночь как особая форма существования нашего города. Это не ночной и не дневной Петербург. Это Петербург Белых ночей. Можно сказать, что это особая квантовая форма Петербурга».

ПОЛИНА ГАНИЧЕВА, корреспондент:

«Солнце садится — наступает время, когда в петербургское небо поднимают глаза тысячи человек. Это миф, созданный самим городом. Это бренд, это астрономическое явление, это состояние души. Белая ночь».

Когда вечерние сумерки сразу переходят в утренние, а Солнце просто не успевает полностью закатиться за горизонт. Белые ночи можно увидеть в сотне мест на севере планеты. Но приезжают за ними именно в Петербург.

1962 год. Легенда джаза, кларнетист и дирижёр по прозвищу «король свинга» в Ленинграде. Этот вечер можно описать всего двумя координатами: первая — на сцену кумиру несут свежую сирень, вторая — толпа поклонников дежурит у Зимнего стадиона до утра. Это про сезон белых ночей. Народный артист России Давид Голощёкин был на том концерте. И помнит, как свинг навсегда стал синонимом вечных сумерек Петербурга.

ДАВИД ГОЛОЩЁКИН, народный артист России, джазовый мультиинструменталист:

«Это раскачка обыкновенного ритма. Что такое ритм? 1-2-3-4. Мы его ощущаем, европейские люди его ощущают так же. А люди в Новом Орлеане эти 1-2-3-4 ощутили по-другому совершенно. Что в принципе вызвало возникновение новой музыкальной культуры. А джаз тем и отличается — раскачкой ритма, то есть свингом, которого не может быть в классической музыке. А джаз не может быть без этого свинга. Я думаю, что на улицах Петербурга в белую ночь, наверное, хорошо звучал бы саксофон. Но опыта у меня такого нет. Наверное, зависит ещё от того, кто бы играл на нём. Если бы я играл — наверное, было бы хорошо».

Свинг невозможно понять. Ты либо чувствуешь его, либо нет. И, как говорят некоторые джазмены, если под этот ритм вам хочется двигаться — это и есть свинг.

Они встали в пару под петербургским небом 7 лет назад. Теперь вечеринки уже не те. Но это по-прежнему самый романтичный город уже для них четверых.

РОБЕРТ АКСЁНОВ, житель Санкт-Петербурга:

«Включается музыка — и всё забываешь. И во времени теряешься. А потом часы говорят, что пора бежать кормить ребёнка уже, наверное. Но каждый раз это теперь праздник. И сейчас это такой элемент, который нам позволяет быть более крепкой семьёй. Есть такой термин у танцоров — «коннект». Это соединение, качество взаимодействия в паре. Это способность друг друга понимать».

И это небо будто всё понимает и раз в году не отнимает, а добавляет время для влюбленных.

От Дворцовой до Исаакия с ветерком. Это не аттракцион, а справедливое собачье требование пса Барона. Во время почти летней жары быть выгулянным в человеческих условиях. То есть ближе к полуночи.

ВЕРОНИКА БУЛАЕВА, хозяйка бульдога Барона:

«Я видела, что он несколько лет подряд засматривается на мотоциклы. Подходит, лампами пытается встать».

Мечту исполнили байкеры. Так Барон полюбил скорость и вошёл во вкус. Теперь у этого особого пса новое желание — прогулка по рекам и каналам ночного Петербурга. А мы скорее уезжаем из центра, чтобы успеть на… медитацию.

Ночь, ледяная рябь Дудергофского канала. Пока не клюёт. Ночная рыбалка другая. Рыба в это время подходит ближе к берегу и меняет свои предпочтения.

Кирилл Долотов живёт на другом конце города. И приезжает сюда, чтобы на закате поймать рыбу и… тут же отпустить. Он, если честно, её не любит.

КИРИЛЛ ДОЛОТОВ, рыбак:

«Честно сказать, я когда с женой познакомился, через какое-то время я ей сразу сказал, что я болен. Я болен рыбалкой. И в моей семье вопрос о том, куда я еду и в какое время, не стоит даже. Я могу до самого утра сидеть. 12 часов. Сколько угодно. Это как медитация».

Пока на одном конце Петербурга время и пространство вот так замирают, на другом — в эту же минуту белую ночь… празднуют!

Дискотека под окнами Зимнего дворца. То, что невозможно представить в этом городе днём — можно увидеть ночью. И это уникальное время, когда в центре Петербурга почти невозможно встретить петербуржца.

Это Нота. Как у Толкина: мир состоит из звуков. А значит, «сначала была нота». Она этой ночью пробует услышать город.

У Фабио Мастранджело этот сезон белых ночей — юбилейный. Ровно 25 лет назад, в самом начале июня он приехал в Россию. И здесь невозможно сфальшивить — он точно знает нужную ноту петербургской летней ночи.

ФАБИО МАСТРАНДЖЕЛО, художественный руководитель Музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина («Мюзик-Холл»):

«Я предпочитаю ноту ми-бемоль, но это не означает, что это не значит, что не может быть фа, допустим. Тем более, фа, если по-итальянски, означает «он / она делает», поэтому почему нет».

Встретиться с дирижёром в саму белую ночь практически невозможно. Это сезон работы, фестивалей, музыки. Которая, как и эмоция человека в белую ночь может быть абсолютно разной.

ФАБИО МАСТРАНДЖЕЛО, художественный руководитель музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина («Мюзик-Холл»):

«Кто-то просто гуляет с любимым человеком, держит руки. Они чувствуют друг друга. В этом случае музыка должна быть спокойная. Возможно, красивое адажио из балета «Гайанэ» Хачатуряна. С другой стороны, есть люди, которые во время белых ночей чувствуют немереное количество энергии, поэтому, допустим, 2-ю часть из 2 симфонии Рахманинова».

И вот туристы расходятся по гостиницам, речные трамвайчики отправляются на стоянку, у петербуржцев совсем скоро прозвенит будильник. И эта белая ночь растворяется в воздухе. Будто мираж. И вот, несмотря на все законы физики, в Петербурге в сутках снова стало больше часов.