ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Итак, мы отмечает 321-й день рождения нашего города. Всего лишь три с лишним века существует он. Начиная с пустоты, с болота, с вакуума… Две войны, три революции, взлет и крах  царской империи России, взлёт и крах империи СССР, когда мы назывались Ленинградом, четыре переименования, эпидемии, целый океан событий, которые обычные европейские мегаполисы проживали долгими и многими веками, а мы всего лишь за 321 год.

«Самый умышленный город на Земле», который возник не постепенно век за веком, эпоха за эпохой, как, например, Москва, Рим, Лондон или Париж, а в один миг, среди низких берегов финских болот, как древняя Пальмира в сирийской пустыне на безлюдном месте. Вот почему нас часто и сравнивают с Пальмирой. Вся история Петербурга — это пружина времени, в которой сжаты, спрессованы события и люди в плотный и упругий поток времени, который и несёт наш город сквозь века, поколения и эпохи, которые меняются здесь так же стремительно, как и времена года.

И это Петербург. И мы часто слышим эти уже избитые штампы и повторения: «уникальный Петербург», «феномен Петербурга». А что за этими понятиями скрывается на самом деле? Давайте попробуем ещё раз дать холодный, математически точный анализ этого явления — «феномен Петербурга». В чём он заключается? Если можно так сказать, родовые пятна Петербурга. Их немного. Всего лишь пять. Но именно они и определяют феноменальность этого города в пространстве между Небом и Невой».

ТОЧКА СИЛЫ

Санкт-Петербург с момента своего возникновения долгое время был политическим, экономическим, научным, культурным и художественным центром выражения воли одной из величайших Империй в мире. Той воли, которая и меняла этот Мир. И всё, что мы видим вокруг, это есть отражение этой воли, этой силы, этих устремлений. От Петра I до Октябрьской революции. Здесь принимались указы, которые меняли карту мира. Здесь совершались великие научные прорывы. От идей Ломоносова до таблицы Менделеева. Передел мира, революции вооружённые, революции в мире искусства, тот же чёрный квадрат Малевича, эпидемии, сломы эпох, величайшие подвиги — всё это начиналось часто здесь. На болотистых берегах, закованной в гранит, Невы.

ЭФФЕКТ АТЛАНТИДЫ

Потом центр силы столицы Империи ушёл отсюда. Но он ушёл по сути. А форма осталась. Сам город с его камнями, дворцами, мостовыми, домами, декорациями, которые помнят те великие эпохи, остался. И возникает эффект Атлантиды. Она была. Но её сейчас прежней нет. Она лежит под водой времени, которое своим потоком энергии укрыла этот город. И время здесь застыло. Начиная от дворов Коломны, которые ещё помнят Пушкина, до старых фасадов задних дворов особняков на Галерной. То есть «было и прошло» — это не про Петербург. Здесь всё было. И это было не ушло — оно осталось.

ВРЕМЯ — ПРУЖИНА

Здесь время сжато как пружина. Всего лишь за триста с лишним лет здесь столько пройдено, пережито. И сформирован такой глубокий культурный слой, для образования которого у других европейских столиц уходили века и века. Десятки веков. Здесь за триста с лишним лет, чуть более шести поколений, и всё возникло и достигало апофеоза и разрушалось и возрождалось вновь. Этот город — как огромная масштабная и живая иллюстрация всего того, что происходило с человечеством за эти последние триста с лишним лет. Огромный экран в какой-то огромной машине времени, на который можно смотреть. Который можно разглядывать, проходя по этим улицам, каналам, набережным и площадям.

БОЛОТО И ГРАНИТ

Он был создан вопреки. Все города строились в Европе благодаря. Благодаря торговым путям, географическому положению, климатическим условиям, логистике, комфорту жизни и прочее. Петербург построен на болоте. Где нет лесов для строительства. Дорог для подвоза ресурсов. Сердце в мизинце. Да и само место строительства каждый год заливалось водой. Вопреки всему этому город здесь был построен. Почти по законам квантовой реальности, когда невозможное становится реальным. Это сильный город построен сильными людьми. Поэтому и живут здесь сильные люди. Часто решающие вопросы жизни не благодаря, а вопреки.

САМЫЙ УМЫШЛЕННЫЙ ГОРОД

Петербург — самый искусственный город в мире. Создавался как город-система и создавался самой Системой. Авторитарно. Властно. Жёстко. Он не рос век за веком. Он возник здесь и сразу. По воле создателя. Город гармонии, чистоты пропорций, вдохновения и расчёта зодчих. Самый точный и  математически выверенный город. И как с помощью математики можно описать всё происходящее и существующее в этом мире, так и с помощью этого города можно описать все страсти, искания, надежды и идеалы человека, живущего в этом мире. Всю его суть, ложь, правду, свет и тьму. Добро и зло.