Театр, литература, живопись и кино: почему Петербург — это величественный ковчег русской культуры, рассказывает Иван Уваров.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«И есть ещё одна сторона феномена Петербурга. Наверное, ни один город не давал такого количества смыслов для русской цивилизации, как Санкт-Петербург. Помните, как говорил Бродский: вся русская литература в современном её понимании начинались именно с Петербурга и в Петербурге. И это не только про литературу, живопись — один Малевич чего стоит. Музыка — Чайковский, Глинка. Архитектура, театр, балет — перечислять можно долго. Но можно сказать так. Петербург — это такой величественный русский ковчег для цивилизации под названием «Россия».  Почему так произошло? Что в этом городе особенного, необъяснимого, но вполне очевидного, если такой феномен реально существует на страницах книг, на полотнах картин, в музыкальных шедеврах, на сцене театра? Почему? Как это происходит? Давайте попробуем разобраться».

ИВАН УВАРОВ, корреспондент:

«Вода, камень и четкая геометрия — сочетание всего этого порождает феномен, имя которому Петербург — неиссякаемый источник вдохновения. Этот город, словно скульптор, создает великих людей, которые создают потом великие произведения. Поэтому Петербург — это квинтэссенция искусства».

ПЕТЕРБУРГ — ЭТО ТЕАТР

Пешком полтора километра в одну сторону и столько же обратно по набережной Фонтанки. От дома до Его Величества Театра. Каждый день 53 года подряд. Любимый маршрут народного артиста России Николая Мартона. Это его источник вдохновения.

Главный неизменный атрибут прогулок  Мартона — эта трость. Не для опоры. Для образа. Истинного петербуржца.А ведь по нему и не скажешь: приезжий. Но он — провинциал. По месту рождения. Настоящий Петербуржец по образу мысли и жизни. Гуляя по Фонтанке с такими людьми, понимаешь, почему наш город — самый театральный. Есть и был с первых лет своей истории. Мы говорим театр, подразумеваем Петербург. Потому что театр, как и наш город, это синтез всех видов искусства. И для этого совершенно не нужна сцена. Посмотрите сами. Сцена — набережная Фонтанки. Декорации — город. Текст — Николая Агнивцева. Исполняет — Николай Мартон.

ПЕТЕРБУРГ — ЭТО ЛИТЕРАТУРА

ИВАН УВАРОВ, корреспондент:

«Площадь Тургенева в 19 веке — Покровская. И тогда здесь стоял Храм, среди прихожан которого был А.С. Пушкин. В то время Пушкин жил неподалеку на Фонатнке. И во время белых ночей любил прогуливаться сюда, к своему любимому Храму».

Особый петербургский свет петербургской белой ночи подарил миру это великое произведение Пушкина. А у живого классика современной поэзии, самого ленинградского поэта, как говорил Бродский, Александра Кушнера источник вдохновения — этот ясень. За окном его кабинета.

В любую погоду, в любой сезон именно ясень вдохновляет Кушнера рифмовать жизнь города. Рифмовать так, что потом это становится классикой. На все времена. Которые, как когда-то написал Кушнер, не выбирают.

Посредственность — это не про Петербург. И тем более не про петербуржцев, которые, если уж и делали что-то, то ярко, эпатажно, на все времена.

ПЕТЕРБУРГ — ЭТО ЖИВОПИСЬ

1913-й год. Петербург. На Офицерской улице (сейчас это Декабристов) премьера вопиющей по тем временам футуристической оперы «Победа над Солнцем». Художник-постановщик — Казимир Малевич. Финальная сцена. Человек приручил солнце. И вместо огненного шара — на сцене черный квадрат. Это официальная версия, как Малевич придумал свой художественный манифест.

Спускаемся с небес на петербургскую землю. Обратите внимание на серьги Ольги Николаевны. Да, да. Черный квадрат любимого ею Малевича. Которому она посвятила всю свою профессиональную жизнь. В залах авангарда Русского Музея этой работы нет. Непривычно. Но так закономерно. Созданная икона стиля — черный квадрат — гастролирует по миру. Сейчас уехал на выставку в Москву. Но все равно так и кажется, что он всюду. Он — начало всех начал. Исток. И от него Петербургу уже никуда не деться.

ПЕТЕРБУРГ — ЭТО КИНО

Петербург — живая декорация для любого фильма. Да, у нас есть великая киностудия с великим наследием для мирового кинематографа. Но здесь даже декорации в павильонах строить не нужно. В Петербурге можно снять любую эпоху.

Когда Александра впервые увидела фильм «Питер ФМ», поняла — пора изменить свою жизнь. И переезжать, потому что Петербург вдохновляет. И всё. Вот уже 14 лет она живет в том самом доме из того самого фильма.

 Эта история и правда больше похожа на киносценарий. Но вот реальная жизнь. Реальной героини. Из Латвии. Переехать в город из фильма. В Петербург. Чем не кино?

ПЕТЕРБУРГ — ЭТО МУЗЫКА

Театральная площадь. Центр российской музыкальной культуры. Гений места. Мариинский театр. Напротив — консерватория, по правую сторону которой Глинка, по левую — Римский-Корсаков.

Город, его люди, его жизнь — это и есть сама музыка. Вот Летний сад. Не надо было Чайковскому даже ничего придумывать. Вышел на прогулку в Летний, а он сам диктует, напевает тебе эту музыку.

И, конечно, самый ленинградский композитор — Шварц, музыка которого и есть настоящее и подлинное отражение этого великого города.

Да, Петербург — вдохновляет. Петербург — точка рождения огромного количества произведений мирового искусства. Петербург — и есть искусство. Город, который помогает вымыслу так далеко оторваться от реальности, что ты вместе с ним взмываешь вверх. Туда, что мы привыкли называть истинным вдохновением. И ни один город мира не давал такого количества смыслов для мировой цивилизации. Петербург — величественный ковчег русской культуры. И плыть ему вечно. И жить ему вечно.