ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Интересная новость для всех, кто особо интересуется исторической аутентичностью Петербурга. На днях во время земельных работ во дворе дома №9 на улице Глинки нашли фрагменты утраченной булыжной мостовой 19-го века. Сам дом — выявленный объект культурного наследия. Но по современным нормативам — объектом культурного наследия является сам дом, а не земля и мостовая, на которой он стоит. Старинное мощение было скрыто асфальтом. Кстати, решение о том, чтобы все старые булыжные мостовые закатывать под асфальт, было принято в 60-х годах прошлого века ещё в Ленинграде.

Но чем дальше от нас тот имперский Петербург, тем дороже для нас подобного рода находки. Сохранять их очень дорого. Потому что булыжные мостовые размываются дождевой водой, нужен специальные комплекс мер по гидроизоляции этих участков. Но в то же время отмахнуться от этих артефактов тоже никак нельзя. Какой выход может быть найден? Итак. Исторические мостовые Петербурга. То, без чего нельзя представить себе наш город. А тем более — его понять. Иван Уваров  продолжит тему».

ИВАН УВАРОВ, корреспондент:

«И даже в одном дворе Петербург под ногами может быть разным. Асфальт, плитка, булыжная мостовая. Конечно, в 21 веке ходить и уж тем более ездить по таким дорогам неудобно. Трясет. Сложно удержать руль. А скорость более 4 км в час — просто опасно. И зачем современному Петербургу эти булыжники?»

Под несколькими слоями старого разбитого асфальта во время ремонтных работ в этом дворе дома на Театральной площади местные жители обнаружили историческое мощение. Предположительно, начало 20 века.

Мария вместе с соседями хотела вернуть двору исторический облик. Но открывшиеся булыжники строители, по словам Марии, вывезли. Во дворе уже начали укладывать плитку.

Этот дом находится напротив служебного входа на историческую сцену Мариинского театра. Буквально через дорогу. В начале 20 века здесь жили дирижеры, солисты, директор Императорских театров. Через этот двор на службу в Мариинский шел Шаляпин, который жил неподалеку.

По закону за благоустройство дворов в Петербурге отвечает местная администрация муниципального округа. Мы направили официальный запрос главе местной администрации Адмиралтейского округа, в котором находится этот дом, Николаю Крылову. И вот его ответ: «Старое асфальтовое покрытие демонтировано, при этом на территории двора старое булыжное мощение отсутствовало».

Сохранить хотя бы часть исторического мощения, хотя бы осколок прошлого, сейчас мечтают жители этого двора. Ведь это так по-петербургски —˜знать, изучать и сохранять город, в котором мы живем.

Петербург, 1 марта 1881-го. Кортеж Александра II поворачивает с Инженерной улицы на набережную, двигаясь к Театральному мосту. Под лошадей кареты императора летит бомба. Царь будет смертельно ранен и скончается в тот же день. Вот участок той самой мостовой, на которой была подорвана императорская карета. Музейный экспонат. Внутри Спаса на Крови. Да, Петербург может сохранять историю вот так.

А может и вот так. Двор на Римского-Корсакова, 39. Этот осколок булыжного мощения сохранили здесь благодаря жителям дома. Несколько лет назад они не позволили уложить весь двор плиткой. Этот кусочек даже музеефицировали. Но не оградили.

А это единственный сохраненный подлинный кусок петербургского двора 19 века. Марата, 46. Сюда можно ходить как в музей. И стоя на этих булыжниках сразу представляешь, как по этому двору гулял Достоевский в поисках образов для героев своих романов.

Это Маргарита, краевед и градозащитник. Автор небольшой выставки про историческое мощение Петербурга. Его на этих десяти квадратных метрах можно увидеть буквально в разрезе.

Итак, Петербург пошлого под ногами — это целый слоеный пирог, брусчатка. Под ней — выравнивающий слой из песка. Еще ниже — щебенка. И песчаный дополнительный слой основания. И у этого Петербурга был свой звук. Вот как его описывает историк Владимир Лапин: «Окованные железом колеса при пересечении, например, Невского проспекта по набережной Мойки сначала громко стучали по булыжнику, потом мягко громыхали по известняковым плитам тротуара и выдавали короткую дробь на булыжной полосе».

Самыми бесшумными считались деревянные мостовые. Ни одной из них в современном Петербурге не сохранилось. Поэтому в Петропавловской крепости решили воссоздать деревянное мощение. Потому что это наша история. А как иначе?

В 60-е Ленинград принял решение избавиться от старых мостовых. Так во дворах и на тротуарах появился асфальт, укладывали который поверх исторических камней. Но все-таки Петербург, то есть исторический центр, Ленинград сохранял. Согласитесь, Зимнюю канавку сложно представить без гранитной мостовой.

Исторические мостовые в Петербурге — это часть архитектурного ансамбля города, пятый фасад, часть города. Сохраняя которую, мы можем не просто сохранить Петербург, но и лучше понять его. Ведь стоит всего лишь посмотреть под ноги.